Заключение Комитета Совета Федерации Федерального Собрания РФ по бюджету и финансовым рынкам от 24 июля 2017 г. N 3.5-03/1153
на проект федерального закона N 206576-7 "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Рассмотрев Федеральный закон "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации" (далее - Закон), принятый Государственной Думой 19 июля 2017 года, комитет отмечает следующее.
Проект Закона был внесен Правительством Российской Федерации и устанавливает ставки акцизов на 2018-2020 годы, а также порядок определения показателей, используемых при расчете ставок по налогу на добычу полезных ископаемых (далее - НДПИ) при добыче газа горючего природного и нефти.
Законом предусмотрено сохранение ставок, установленных действующей редакцией статьи 193 части второй Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс) на 2018-2019 годы, и введены ставки на 2020 год. В части акцизов на этиловый спирт, алкогольную продукцию и спиртосодержащую продукцию ставки в 2018, 2019 годах остаются на уровне 2017 года, в 2020 году планируется их индексация на уровень инфляции (4-5 процентов). Исключение предусмотрено для вин и игристых вин с защищенным географическим указанием и защищенным наименованием места происхождения, для которых ставки акциза не изменяются и на 2020 год.
Сохранение ставок акциза на алкогольную продукцию в течение трех лет (с 2017 по 2019 годы) положительно скажется на легализации рынка алкогольной продукции, позволит сблизить ставки акцизов на алкогольную продукцию в Российской Федерации и в других государствах - членах Евразийского экономического союза (далее - ЕАЭС), что отвечает интересам гармонизации ставок акцизов и сокращению нелегального ввоза алкогольной продукции на территорию Российской Федерации с территории других государств ЕАЭС.
Законом закрепляется положение, согласно которому не подлежат уплате и взысканию суммы акциза по ввезенным на территорию Российской Федерации с 1 января 2016 года по 30 апреля 2017 года винам и игристым винам, превышающие суммы, рассчитанные по ставкам, установленным в отношении вин и игристых вин с защищенным географическим указанием, с защищенным наименованием места происхождения. Указанное изменение направлено на предотвращение значительных убытков импортеров алкогольной продукции, которые могли возникнуть в связи с пересчетом сумм акциза, уплаченных с 1 января 2016 года по 30 апреля 2017 года по пониженным ставкам акциза, установленным для вин и игристых вин с защищенным географическим указанием, с защищенным наименованием места происхождения.
Ставки акциза на табачную продукцию продолжат ежегодно повышаться: в 2018-2019 годах планируется увеличение ставок на 10 процентов ежегодно, в 2020 году - на 4 процента, при этом адвалорная часть ставки акциза на сигареты и папиросы на весь период будет сохранена на уровне 2017 года - 14,5 процентов. Такая индексация позволит увеличить доходы федерального бюджета. Следует отметить, что доходы от акцизов на табачную продукцию составили по данным Федерального казначейства в 2016 году 467 млрд. рублей (74 процента всех доходов федерального бюджета от акцизов), а с января по май 2017 года размер доходов превысил 251 млрд. рублей.
В целях сближения ставок акциза на сигареты и папиросы в Российской Федерации со ставками акцизов в других государствах - членах ЕАЭС и продолжении работы по гармонизации ставок акцизов в рамках ЕАЭС в первом полугодии 2018 года ставки акциза на указанную продукцию сохраняются на уровне 2017 года. Как следует из финансово-экономического обоснования, данная мера приведет к недополученным доходам федерального бюджета в 2018 году порядка 12 млрд. рублей.
В отношении ставок акцизов на автомобили и нефтепродукты также предусмотрена ежегодная индексация, за исключением отдельных видов подакцизных товаров. Ставки на прямогонный бензин, бензол, параксилол, ортоксилол, авиационный керосин в период 2018-2020 годов останутся на уровне 2017 года; на автомобильный бензин, не соответствующий классу 5, и моторные масла - сохранятся в 2018-2019 годах на уровне 2017 года с последующей индексацией в 2020 году. Вместе с тем, комитет отмечает, что индексация ставок акцизов на средние дистилляты с учетом действующих повышающих коэффициентов повлечет увеличение сумм возмещения из бюджетов субъектов Российской Федерации.
В части налогообложения полезных ископаемых Закон предусматривает следующие изменения.
С целью увеличения доходов федерального бюджета коэффициент (Кгп), характеризующий экспортную доходность единицы условного топлива для налогоплательщиков, являющихся собственниками Единой системы газоснабжения на период с 1 октября по 31 декабря 2017 года устанавливается равной 2,2738 (в настоящее время 1,7969). Корректировка значения коэффициента в текущем году связана с выплатой дивидендов по акциям ПАО "Газпром" по итогам 2016 года по более низкой ставке. Это позволит получить в федеральный бюджет более 30 млрд. рублей в 2017 году. Значения (Кгп) на 2018 и 2019 (1,4022 и 1,4441 соответственно) остаются неизменными, а на 2020 год он устанавливается равным значению 2019 года, что позволит получить дополнительные доходы федерального бюджета в 2020 году на уровне 115 млрд. рублей.
Также на уровне 2019 года на 2020 год Законом сохраняется значение понижающего коэффициента (Кк) - 428 рублей за тонну), используемого при расчете показателя, характеризующего особенности добычи нефти и увеличивающего ставку НДПИ при добыче нефти. Дополнительные доходы, в соответствии с финансово-экономическим обоснованием, должны составить в 2020 году 207,3 млрд. рублей.
Вместе с тем, комитет обращает внимание, что вносимые Законом изменения в части сохранения действия коэффициента (Кк) на 2020 год и позволяющие получить дополнительные доходы федерального бюджета, предполагают, тем самым, снижение поступлений от налога на прибыль в бюджеты субъектов, ориентированных на добычу углеводородного сырья и в 2020 году. Комитет считает, что компенсация выпадающих доходов бюджетам субъектов Российской Федерации от внесения подобных изменений в Налоговый кодекс, должна быть учтена при подготовке проекта федерального закона "О федеральном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов".
При рассмотрении законопроекта во втором чтении в него были внесены поправки предусматривающие продление до 1 декабря 2018 года срока уплаты налога на доходы физических лиц (далее - НДФЛ) для налогоплательщиков, сведения о доходах которых представлены налоговыми агентами в налоговые органы в 2016 году в связи с невозможностью удержать исчисленную сумму налога. Такие налогоплательщики в соответствии с изменениями, внесенными Федеральным законом от 29 декабря 2015 года N 396-ФЗ, с 2016 года обязаны уплачивать НДФЛ, в случае если он не был удержан налоговым агентом, на основании направленного налоговым органом налогового уведомления об уплате налога.
Закон вступает в силу со дня официального опубликования за исключением отдельных его положений: в части установления ставок акцизов и коэффициента для расчета ставок НДПИ при добыче нефти - с 1 января 2018 года, в части использования коэффициента экспортной доходности - с 1 октября 2017 года.
Коррупциогенные факторы в Законе не выявлены.
Учитывая изложенное, комитет считает возможным рекомендовать Совету Федерации одобрить Федеральный закон "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации".
Председатель комитета |
С.Н. Рябухин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.