Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству
по проекту федерального закона N 1121415-6 "О внесении изменения в статью 93 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"
(в части осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя))
внесен В.С. Вшивцевым в период исполнения им полномочий депутата Государственной Думы
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству (далее - Комитет) рассмотрел проект федерального закона N 1121415-6 "О внесении изменения в статью 93 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", внесенный депутатом Государственной Думы М.В. Тарасенко, а также В.С. Вшивцевым в период исполнения им полномочий депутата Государственной Думы (далее - законопроект), и отмечает следующее.
Законопроектом предлагается дополнить Федеральный закон от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон N 44-ФЗ) в части регулирования закупок у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) новым основанием осуществления такой закупки - "осуществление закупки товара, работы или услуги у общероссийских общественных организаций инвалидов (в том числе созданных как союзы общественных организаций инвалидов), среди членов которых инвалиды и их законные представители составляют не менее чем 80 процентов, и у организаций, уставный (складочный) капитал которых полностью состоит из вкладов общероссийских общественных организаций инвалидов и среднесписочная численность инвалидов в которых по отношению к другим работникам составляет не менее чем 50 процентов, а доля оплаты труда инвалидов в фонде оплаты труда - не менее чем 25 процентов, на сумму, не превышающую 1 млн. рублей, в соответствии с перечнем товаров, работ, услуг, утвержденным Правительством Российской Федерации. При этом годовой объем закупок, которые заказчик вправе осуществить на основании настоящего пункта, не должен превышать 50 процентов совокупного годового объема закупок заказчика и не должен составлять более чем 20 млн. рублей".
Согласно пояснительной записке к законопроекту, внесение указанного изменения предлагается в целях поддержки занятости инвалидов и сохранения рабочих мест в учреждениях и на предприятиях, единственными учредителями которых являются общероссийские организации инвалидов.
Вместе с тем Федеральный закон N 44-ФЗ содержит ряд мер, направленных на поддержку указанных организаций. Так, в соответствии с частью 3 статьи 29 Федерального закона N 44-ФЗ при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей), за исключением случая, если закупки осуществляются у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), заказчик обязан предоставлять преимущества организациям инвалидов в отношении предлагаемой ими цены контракта в размере до 15 процентов в установленном Правительством Российской Федерации порядке и в соответствии с утвержденными Правительством Российской Федерации перечнями товаров, работ, услуг.
При этом материалы законопроекта не содержат какого-либо прогноза и расчета социально-экономических и финансовых последствий реализации законопроекта, позволяющих произвести объективную оценку таких последствий. Отсутствуют сведения о количестве указанных организаций, анализ соответствия объемов производства продукции, выпускаемой организациями инвалидов, спросу потребителей на внутреннем рынке. Не приводятся статистические данные, свидетельствующие о недостаточности установленных мер поддержки организаций инвалидов, констатируется лишь, что указанные меры не реализуются в полном объеме.
Между тем, к примеру, затруднительным представляется установление факта производства товаров, работ, услуг непосредственно организациями инвалидов. В связи с чем, по мнению Комитета, реализация законопроекта может привести к злоупотреблениям со стороны таких организаций (например, перепродажа товаров по повышенным ценам, привлечение соисполнителями иных организаций, работники которых не являются инвалидами), что в свою очередь повышает риск снижения эффективности обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также расходования соответствующих бюджетных средств.
Кроме того, предлагаемые изменения носят необязательный характер, а устанавливают право заказчика заключать контракт на поставку товаров, работ, услуг, включенных в перечень, подлежащий согласно законопроекта утверждению Правительством Российской Федерации, с организациями инвалидов как с единственными поставщиками (подрядчиками, исполнителями). В этой связи усматривается, что данная норма не обеспечит дополнительной поддержки организациям инвалидов как участникам закупок.
Правительством Российской Федерации законопроект не поддержан.
Учитывая изложенное, Комитет Государственной Думы по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству рекомендует Государственной Думе отклонить указанный законопроект.
Председатель Комитета |
С.А. Жигарев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.