Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления
на проект федерального закона N 252355-7 "О внесении изменения в статью 4 Закона Российской Федерации "О закрытом административно-территориальном образовании"
(в части расширения способов избрания главы закрытого административно-территориального образования),
внесенный депутатом Государственной Думы А.Н. Диденко
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления рассмотрел проект федерального закона N 252355-7 "О внесении изменения в статью 4 Закона Российской Федерации "О закрытом административно-территориальном образовании" (далее - законопроект), внесенный депутатом Государственной Думы А.Н. Диденко и отмечает следующее.
Законопроектом предлагается в абзац первый пункта 3 статьи 4 Закона Российской Федерации от 14 июля 1992 года N 3297-I "О закрытом административно-территориальном образовании" (далее - Закон N 3297-I) внести изменения предусматривающие, что глава закрытого административно-территориального образования (далее - ЗАТО) избирается на муниципальных выборах, либо представительным органом закрытого административно-территориального образования из своего состава, либо представительным органом ЗАТО из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса, и возглавляет местную администрацию. Таким образом, нормами законопроекта предлагается установить три альтернативных способа избрания главы ЗАТО.
Согласно действующей редакции пункта 3 статьи 4 Закона N 3297-I глава ЗАТО избирается только представительным органом ЗАТО из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса, и возглавляет местную администрацию. При этом при формировании конкурсной комиссии в ЗАТО одна треть ее состава назначается представительным органом ЗАТО, одна треть - высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), одна треть - руководителем федерального органа исполнительной власти, в ведении которого находятся организации и (или) объекты, по роду деятельности которых созданы ЗАТО, руководителем Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом" или руководителем Государственной корпорации по космической деятельности "Роскосмос".
В пояснительной записке к законопроекту указывается, что его приятие предоставит населению ЗАТО возможность самостоятельного голосования по вопросу избрания главы ЗАТО и будет способствовать развитию демократических основ российского общества.
В то же время, полагаем, что в нормах законопроекта не учитывается ряд обстоятельств, в связи с которыми в Законе N 3297-I установлены особенности организации и осуществления местного самоуправления в ЗАТО. Необходимо учитывать, что в соответствии со статьей 80 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" особенности осуществления местного самоуправления в ЗАТО устанавливаются федеральными законами. Такие особенности устанавливаются Законом N 3297-I
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в своем определении от 5 марта 2009 года N 375-О-О, законодательное регулирование общих принципов организации системы органов местного самоуправления не может быть произвольным и должно соотноситься с конституционными основами местного самоуправления в Российской Федерации. При этом не исключается введение нормативных правил организации местного самоуправления на конкретных территориях, объективная специфика которых - определяемая, в частности, наличием в пределах их границ объектов особого государственного значения - допускает специальное правовое регулирование соответствующих муниципальных отношений в целях обеспечения необходимого уровня гарантирования баланса местных и общегосударственных интересов.
Согласно пункту 1 статьи 1 Закона N 3297-I ЗАТО признается имеющее органы местного самоуправления административно-территориальное образование, созданное в порядке, предусмотренном статьей 2 данного Закона, в целях обеспечения безопасного функционирования находящихся на его территории организаций, осуществляющих разработку, изготовление, хранение и утилизацию оружия массового поражения, переработку радиоактивных и других представляющих повышенную опасность техногенного характера материалов, военных и иных объектов (далее - организации и (или) объекты), для которых в целях обеспечения обороны страны и безопасности государства устанавливается особый режим безопасного функционирования и охраны государственной тайны, включающий специальные условия проживания граждан.
Следует отметить, что установление в отношении ЗАТО конкретного способа избрания главы ЗАТО направлено на создание условий для обеспечения особого режима безопасного функционирования организаций и (или) объектов на территории ЗАТО и эффективного взаимодействия органов местного самоуправления ЗАТО с федеральным органом исполнительной власти, в ведении которого находятся организации и (или) объекты, по роду деятельности которых созданы ЗАТО, Государственной корпорацией по атомной энергии "Росатом" или Государственной корпорацией по космической деятельности "Роскосмос".
При этом необходимо учитывать нормы части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации, согласно которой права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом, в той мере, в какой это необходимо, в частности, для обеспечения и безопасности государства.
Избрание главы ЗАТО другими, предусмотренными в законопроекте способами, может нарушить баланс местных и общегосударственных интересов, который установлен в целях обеспечения безопасного функционирования находящихся на его территории организаций и (или) объектов. При этом в настоящее время учет интересов населения ЗАТО обеспечивается тем, что представительный орган ЗАТО избирается населением на муниципальных выборах, который наделен полномочием по избранию главы ЗАТО.
На основании изложенного, Комитет Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления не считает возможным поддержать законопроект и рекомендует Государственной Думе его отклонить при рассмотрении в первом чтении.
Председатель Комитета |
А.Н. Диденко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.