Заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания РФ
по проекту федерального закона N 495392-5 "О государственной поддержке инновационной деятельности", внесённый депутатами Государственной Думы А.Н. Чилингаровым, И.Н. Игошиным, Е. А Федоровым и другими
(повторно к первому чтению)
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона внесён в Государственную Думу в феврале 2011 года. С учётом того, что Федеральным законом от 21 июля 2011 года N 254-ФЗ Федеральный закон от 23 августа 1996 года N 127-ФЗ "О науке и государственной научно-технической политике" был дополнен главой "Государственная поддержка инновационной деятельности" концепция представленного проекта нуждается в дополнительном обсуждении.
При этом в целях более четкого определения, кому будет оказываться государственная поддержка, необходимо соотнести и уточнить понятия: субъекты инновационной деятельности, субъекты государственной поддержки, субъекты инновационной инфраструктуры (см. статьи 9, 10 проекта).
Проектом предусматривается оказание финансовой, организационно-правовой и информационной поддержки субъектам инновационной деятельности органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Статьей 33 законопроекта устанавливаются полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере поддержки инновационной деятельности.
Указанные положения не соответствуют пункту 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", в котором предусмотрен перечень полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемых ими самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации. Согласно пункту 4 указанной статьи данный перечень не может быть изменен иначе как путем внесения изменений и (или) дополнений в пункт 2 статьи 26.3 названного Федерального закона.
В соответствии со статьей 17 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органы местного самоуправления наделяются полномочиями в целях решения вопросов местного значения. Данной норме противоречит пункт 4 статьи 34 законопроекта, из которого следует, что органы местного самоуправления также реализуют федеральные и региональные программы.
Согласно статье 6 проекта в целях стимулирования развития инновационной деятельности используется система мер, установленных в Налоговом кодексе Российской Федерации (далее - НК РФ) и направленных на снижение налогового бремени налогоплательщиков - субъектов инновационной деятельности. Понятие "налоговое бремя" в НК РФ отсутствует, в связи с чем неясно, какие меры имеются в виду.
В качестве преимуществ, установленных для одних налогоплательщиков и состоящих в возможности не платить налоги или платить их в меньшем объеме, НК РФ предусмотрены налоговые льготы. Однако в силу статей 1 и 2 НК РФ отношения, связанные с исчислением и уплатой налогов, регулируются исключительно законодательством о налогах и сборах, к которому рассматриваемый законопроект не относится. В связи с этим часть 3 статьи 10 проекта, предусматривающая порядок предоставления налоговых льгот, подлежит исключению, как не соответствующая НК РФ. Аналогичное замечание относится к статьям 19 и 20 проекта, устанавливающим порядок использования инновационного налогового кредита и освобождение от налогообложения.
Предусмотренная в части 3 статьи 17 проекта функция банка или иной кредитной организации осуществлять контроль реализации инновационного проекта субъектом инновационной деятельности не соответствует правовому статусу банка или кредитной организации, закрепленному в Федеральном законе "О банках и банковской деятельности".
Требуется уточнить, что понимается в статье 18 проекта под "благоприятным налоговым режимом для лиц, осуществляющих безвозмездное инвестирование собственных средств в инновационную деятельность". Все специальные налоговые режимы установлены в статье 18 НК РФ, и указанного режима в ней не предусмотрено.
Статья 21 проекта о таможенном стимулировании инновационной деятельности не соответствует статье 78 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза, согласно которому таможенные операции и порядок их совершения определяются указанным кодексом, иными международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования, а в части, не определенной указанным кодексом, иными международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования, либо в случаях, предусмотренных международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования, - в соответствии с законодательством государств-членов о таможенном регулировании, к которому рассматриваемый законопроект не относится (см. также часть 1 статьи 6 проекта).
Статья 22 проекта, регулирующая использование тарифных льгот (тарифных преференций), требует приведения в соответствие с правом Евразийского экономического союза, регулирующим порядок предоставления тарифных преференций.
Регулирование государственных целевых программ, предусмотренное в статье 26 проекта, не соответствует статье 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации о государственных программах Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных программах.
В части 3 статьи 16 проекта следует указать конкретный размер субсидии и сумму приобретаемого основного средства.
В статьях 27, 30 и 32 законопроекта наименование федерального органа исполнительной власти необходимо указать согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 3 июня 2013 года N 466, утвердившему Положение о Министерстве образования и науки Российской Федерации, которое является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере научно-технической и инновационной деятельности.
Используемые в проекте термины "государственные, муниципальные и негосударственные высшие учебные заведения, подготовка, переподготовка кадров" (например, статьи 9, 23 проекта) следует привести в соответствие с терминологией Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"; "безвозмездное инвестирование" - с терминологией Федерального закона от 25 февраля 1999 года N 39-ФЗ "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений".
Начальник управления |
Е.В. Горбачева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.