Заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания РФ
по проекту федерального закона N 1075668-6 "О внесении изменения в статью 2 Федерального закона "О Знамени Победы" (в части расширения режима использования)",
внесенному депутатами Государственной Думы А.А. Кравцом, Т.В. Плетневой, Н.Н. Ивановым, а также И.И. Никитчуком, Н.А. Кузьминым, Н.В. Разворотневым, В.И. Гончаровым в период исполнения ими полномочий депутатов Государственной Думы
(первое чтение)
Досье на проект федерального закона
Проектом федерального закона предлагаются изменения в статью 2 Федерального закона от 7 мая 2007 года N 68-ФЗ "О Знамени Победы" (далее - Федеральный закон), расширяющие перечень мероприятий, во время которых вывешиваются копии Знамени Победы, а также изменяющие диспозитивный характер нормы Федерального закона в части права вывешивать копии Знамени Победы на требование вывешивать копии Знамени Победы в День Победы, а также в другие дни воинской славы.
В предлагаемой законопроектом редакции частей первой и второй статьи 2 Федерального закона не корректна ссылка на Федеральный конституционный закон от 25 декабря 2000 года N 1-ФКЗ "О Государственном флаге Российской Федерации" (далее - Федеральный конституционный закон), поскольку в нем не определены дни воинской славы, связанные с событиями Великой Отечественной Войны 1941-1945 годов.
Дни воинской славы России установлены Федеральным законом от 13 марта 1995 года N 32-ФЗ "О днях воинской славы и памятных датах России" (далее - Федеральный закон N 32-ФЗ), в связи с чем необходимо использовать принятый в Федеральном законе N 32-ФЗ термин "дни воинской славы России". Следует иметь в виду, что соответствующее Федеральному закону N 32-ФЗ наименование дня воинской славы России 9 мая - День Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов, в связи с чем формулировка "День Победы, а также другие дни воинской славы" не корректна.
Кроме того, и в числе дней воинской славы России, и в числе памятных дат России имеются дни, связанные с событиями Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов. В целях единообразного правоприменения необходимо указать перечень конкретных дат, в которые могут использоваться копии Знамени Победы.
Также отметим, что установление законопроектом императивной нормы, обязывающей вывешивать на зданиях (либо поднимать на мачтах, флагштоках) копии Знамени Победы в День Победы, День России и День народного единства, требует определения круга лиц, на которых эта обязанность возлагается.
В проектируемой части 2 статьи 2 Федерального закона предлагается вывешивать копии Знамени Победы на зданиях, обозначенных в абзацах 1, 2, 3, 4 статьи 6 Федерального конституционного закона, однако в перечисленных абзацах статьи 6 Федерального конституционного закона о зданиях речи не идет.
Законопроектом предлагается вместо Государственного флага Российской Федерации в День Победы, а также другие дни воинской славы вывешивать копии Знамени Победы на зданиях (либо поднимать на мачтах, флагштоках) общественных объединений, предприятий, учреждений и организаций, на жилых домах, а также во время массовых мероприятий, проводимых образовательными организациями. С этой целью из действующей редакции Федерального закона исключается указание на то, что в День Победы копии Знамени Победы могут вывешиваться наряду с Государственным флагом Российской Федерации (проектируемая часть 2 статьи 2 Федерального закона). С учетом того, что к числу праздничных дней относится в том числе День Победы, проектируемая часть 2 Федерального закона не соответствует статье 3 Федерального конституционного закона, устанавливающей, что Государственный флаг Российской Федерации вывешивается на зданиях (либо поднимается на мачтах, флагштоках) общественных объединений, предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности, а также на жилых домах в дни государственных праздников Российской Федерации, также не соответствует части второй статьи 4 Федерального конституционного закона, устанавливающей, что Государственный флаг Российской Федерации должен быть вывешен постоянно на зданиях общеобразовательных организаций независимо от форм собственности или установлен постоянно на их территориях.
В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 14 июня 1994 года N 5-ФЗ "О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания" федеральные законы вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении десяти дней после дня их официального опубликования, если самими законами не установлен другой порядок вступления в силу федерального закона. Полагаем, что в данном случае нет оснований для установления иного порядка вступления в силу федерального закона, в связи с чем статья 2 законопроекта является излишней.
Начальник управления |
Е.В. Горбачева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.