Заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания РФ
на проект федерального закона N 393-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты в части установления минимального почасового размера оплаты труда, а также установления минимального размера оплаты труда, применяемого для целей обязательного социального страхования, не ниже величины прожиточного минимума для трудоспособного населения в целом по Российской Федерации",
внесенный депутатами Государственной Думы С.М. Мироновым, О.Н. Епифановой, О.А. Ниловым, М.В. Емельяновым и другими
(первое чтение, повторно)
Досье на проект федерального закона
Проектом федерального закона предлагается изменить подход в регулировании порядка оплаты труда путем установления почасового минимального размера оплаты труда в размере 100 рублей в час. В связи с этим проектом федерального закона вносятся изменения в ряд статьей Трудового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) и в Федеральный закон от 19 июня 2000 года N 82-ФЗ "О минимальном размере оплаты труда" (далее - Федеральный закон).
Предлагаемые проектом федерального закона изменения имеют внутренние противоречия. Согласно действующей редакции части первой статьи 133 Кодекса, в которую проектом федерального закона изменения не вносятся, "минимальный размер оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации федеральным законом и не может быть ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения", которая является величиной, устанавливаемой в конкретном размере. Изменения, вносимые проектом федерального закона в статью 1 Федерального закона, устанавливают минимальный размер оплаты труда в виде конкретной величины ("не ниже прожиточного минимума для трудоспособного населения в целом по Российской Федерации") только для определения размеров пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, а также для иных целей обязательного социального страхования, но никак не для минимального размера оплаты труда.
Устанавливая не конкретную величину минимального размера оплаты труда, а в виде минимального допустимого почасового размера оплаты труда (см. пункт 1 статьи 1 и пункт 1 статьи 2 проекта федерального закона), не ясно как будет исчисляться минимальный размер оплаты труда, о котором говорят нормы части третьей статьи 133 Кодекса ("месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда") и нормы части четвертой статьи 133.1 Кодекса ("размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом").
Признание утратившей силу статьи 421 Кодекса не согласуется с частью первой статьи 133 Кодекса.
Кроме того, новой редакцией статьи 1 Федерального закона устанавливается минимальный почасовой размер оплаты труда в рублях в месяц, а в соответствии со статьей 2 Федерального закона минимальный размер оплаты труда вводится организациями, финансируемыми из бюджетных источников, за счет средств соответствующих бюджетов, а также иных средств. Учитывая вышеизложенное, а также предлагаемый проектом федерального закона иной порядок установления минимального размера оплаты труда, принятие проекта федерального закона может привести не только к изменению финансовых обязательств государства, но и к расходам, покрываемым за счет федерального бюджета. С учетом изложенного в проекте необходимо учесть требования статьи 83 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Учитывая текущую календарную дату, обращаем внимание на необходимость уточнения предложенной в статье 2 проекта федерального закона даты установления минимального почасового размера оплаты труда с 1 января 2017 года, а также дату вступления в силу федерального закона - 1 января 2017 года.
Начальник управления |
Е.В. Горбачева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.