Досье на проект федерального закона
Проектом федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О внесении изменений в статью 5 Федерального закона "О развитии сельского хозяйства" и статью 13 Федерального закона "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (далее - законопроект) предлагается внести уточняющее изменение в Федеральный закон "О развитии сельского хозяйства", согласно которому расширение доступа российских сельскохозяйственных товаропроизводителей на рынки сбыта продукции признается одним из основных направлений государственной аграрной политики.
Такая конкретизация Федерального закона "О развитии сельского хозяйства" полностью согласуется со Стратегией национальной безопасности, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 31 декабря 2015 г. N 683, в которой указанное направление отнесено к числу приоритетных в сфере обеспечения продовольственной безопасности.
Федеральный закон от 28 декабря 2009 г. N 381-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон о торговле) предлагается дополнить нормой, запрещающей возврат поставщику продовольственных товаров, не проданных по истечении определенного срока.
В настоящее время хозяйствующим субъектам, осуществляющим торговлю посредством организации торговой сети, запрещено навязывать поставщикам условия о возврате продовольственных товаров, не проданных по истечении определенного срока, за исключением случаев, если возврат таких товаров допускается или предусмотрен законодательством Российской Федерации (подпункт "д" пункта 2 статьи 13 Федерального закона N 381-ФЗ).
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо слов "подпункт "д" пункта 2 статьи 13" следует читать "подпункт "д" пункта 4 части 1 статьи 13"
При этом действующим законодательством возврат непроданных продовольственных товаров не предусмотрен и не допускается. Не содержат положения о допустимости возврата нереализованной в срок продукции обратно поставщикам действующие технические регламенты и подзаконные акты.
Наряду с этим в законодательстве установлен законодательный запрет на куплю-продажу продуктов питания с истекшими сроками годности.
Однако запрет навязывания не обеспечивается равноправием сторон. Возврат нереализованной продукции требует доказывания факта навязывания, что с учетом неравного с торговыми сетями экономического положения является заведомо невыполнимым условием для производителя.
Такой обременительный подход сформировал негативную правоприменительную практику, наносящую колоссальный вред экономическим интересам и прямой ущерб сельскохозяйственным предприятиям и отечественным производителям, малому и среднему бизнесу.
В последние годы усилилась тенденция к росту возвратов отечественным производителям качественных товаров, не проданных по истечении определенного срока (например, по отдельным хлебопекарным предприятиям в регионах возврат доходит до 50 % от всей поставки, по мясной продукции - до 30 %).
Такая практика причиняет существенный ущерб отечественным производителям. По самым осторожным подсчетам, в частности, хлебопекарные предприятия из года в год вынуждены терять вследствие таких возвратов миллиарды рублей. Фактически уничтожается в среднем около 3 млн. тонн высококачественной пшеницы и ржи ежегодно.
Прямой ущерб производителю - это прямые потери продукции, нереализованной по вине торговых сетей, являющихся собственниками этой продукции. А убытки несет производитель. Более того, такая порочная практика напрямую вредит и покупателю, потому что дополнительный ущерб производителя неизбежно перекладывается либо в снижение качества продукции, либо в уменьшение ее объема, либо в повышение цены. Это все невыгодно покупателю. Поэтому, задача законопроекта - защитить и покупателя, и производителя.
Возврат качественного продукта противоречит исходному пониманию договора купли-продажи, в том числе на уровне международных актов и дискриминирует исключительно отечественных производителей, поскольку не применяется в отношении зарубежных поставщиков, что обеспечивается запретом с мерами ответственности.
Проведенный опрос производителей в рамках мониторинга "Честная цена" по оценке правоприменительной практики положений Федерального закона N 273-ФЗ, осуществляемого по инициативе партии "Единая Россия", показал, что абсолютное большинство опрошенных производителей продовольственной продукции и представителей ассоциаций (союзов) выступают за законодательный запрет возврата нереализованной продукции, поскольку это наносит серьезный ущерб производству.
Большинство ведущих ассоциаций и отраслей подчеркнули актуальность проблемы возврата нереализованной продукции и высказали позицию о необходимости законодательного урегулирования запрета на возврат продукции, нереализованной по истечении определенного срока.
Данный законопроект поддержан Минсельхозом России и Роспотребнадзором, а также прошел предварительное обсуждение с участниками продовольственного рынка, в том числе представителями отраслевых союзов (ассоциаций) производителей и торговых сетей.
Принятие законопроекта позволит создать дополнительные условия, стимулирующие развитие отечественного производства и обеспечение продовольственного рынка качественными продуктами, а также восстановить социальную справедливость, как в отношении покупателей, так и производителей, отвечающую нормальной логике договорных отношений.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в статью 5 Федерального закона "О развитии сельского хозяйства" и статью 13 Федерального закона "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации"
Принятие данного законопроекта не потребует расходов, покрываемых за счет федерального бюджета, а также не повлечет каких-либо изменений финансовых обязательств государства.
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием федерального закона "О внесении изменений в статью 5 Федерального закона "О развитии сельского хозяйства" и статью 13 Федерального закона "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О внесении изменений в статью 5 Федерального закона "О развитии сельского хозяйства" и статью 13 Федерального закона "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия иных законодательных актов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.