Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по охране здоровья
по проекту федерального закона N 1091532-6 "О внесении изменения в статью 16 Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции"
(в части наделения органов государственной власти субъектов Российской Федерации правом запрещать розничную продажу отдельных видов алкогольной продукции)
внесен Магаданской областной Думой
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы рассмотрел проект федерального закона N 1091532-6 "О внесении изменения в статью 16 Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (далее - законопроект), внесенный Магаданской областной Думой, и сообщает следующее.
Законопроектом предлагается внести в абзац второй части 5 статьи 16 Федерального закона от 22 ноября 1995 года N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (далее - Федеральный закон N 171-ФЗ) изменение, предусматривающее предоставление органам государственной власти субъектов Российской Федерации права устанавливать дополнительные ограничения времени, условий и мест розничной продажи алкогольной продукции или ее отдельного(-ых) вида(-ов), в том числе полный запрет на розничную продажу алкогольной продукции или ее отдельного(-ых) вида(-ов).
Согласно пояснительной записке к законопроекту, проектируемая норма подготовлена в целях защиты жизни и здоровья граждан Российской Федерации путем наделения субъектов Российской Федерации правом установления на своих территориях запрета, в том числе на розничную продажу слабоалкогольных тонизирующих напитков.
При этом понятийный аппарат Федерального закона N 171-ФЗ не содержит определение "слабоалкогольный тонизирующий напиток", что также не нашло отражения в законопроекте.
Вопросы, касающиеся совершенствования законодательства в сфере противодействия потреблению алкоголя и распространению алкогольной зависимости, в том числе путем ограничения доступности алкоголя для населения, по мнению Комитета, заслуживают особого внимания.
Однако, необходимо отметить, что в случае наделения органов государственной власти субъектов Российской Федерации правом ограничивать, вплоть до полного запрета, розничную продажу отдельных видов алкогольной продукции (в частности слабоалкогольных тонизирующих напитков), существует риск переориентации населения в сторону потребления крепкой алкогольной продукции, что не будет способствовать снижению потребления алкогольной продукции и не будет соответствовать целям, отраженным в Концепции реализации государственной политики по снижению масштабов злоупотребления алкогольной продукцией и профилактике алкоголизма среди населения Российской Федерации на период до 2020 года, одобренной распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2009 года N 2128-р.
Комитет отмечает, что в связи с принятием Федерального закона от 29 июля 2017 года N 278-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" с 31 июля 2017 года статья 16 Федерального закона N 171-ФЗ действует в новой редакции. Пунктом 9 указанной статьи органы государственной власти субъектов Российской Федерации наделены правом устанавливать дополнительные ограничения времени, условий и мест розничной продажи алкогольной продукции, за исключением розничной продажи алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания, в том числе полный запрет на розничную продажу алкогольной продукции, за исключением розничной продажи алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания. В связи с этим, предлагаемое законопроектом изменение представляется неактуальным.
Учитывая изложенное, Комитет Государственной Думы по охране здоровья не поддерживает концепцию проекта федерального закона N 1091532-6 "О внесении изменения в статью 16 Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции".
Утверждено на заседании Комитета Государственной Думы по охране здоровья 10 октября 2017 года, протокол N 34.
Председатель Комитета |
Д.А. Морозов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.