Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по финансовому рынку
по проекту федерального закона N 221778-7 "О внесении изменений в Гражданский кодекс Российской Федерации",
внесенному депутатами Государственной Думы В.А. Васильевым, С.И. Неверовым, А.К. Исаевым
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по финансовому рынку рассмотрел в части своей компетенции проект федерального закона N 221778-7 "О внесении изменений в Гражданский кодекс Российской Федерации" (далее - законопроект), внесенный депутатами Государственной Думы В.А. Васильевым, С.И. Неверовым, А.К. Исаевым, и отмечает.
Законопроектом предлагается ввести в Гражданский кодекс Российской Федерации (далее - ГК РФ) новое понятие "специальный социальный банковский счет" и закрепить особый правовой режим его обслуживания и использования.
Предлагаемые законопроектом изменения направлены на решение проблемы списания в рамках исполнительного производства денежных средств, полученных гражданами по социальным выплатам, при помощи создания механизма идентификации таких денежных средств.
В соответствии с законопроектом специальный социальный банковский счет может быть открыт только банком и только физическому лицу. На него могут быть зачислены денежные средства, указанные в перечне видов доходов, на которые не может быть обращено взыскание входе исполнительного производства. Такой перечень закреплен статьей 101 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Федеральный закон N 229-ФЗ). В нем указаны: алименты, командировочные, пенсии по случаю потери кормильца, пособия на детей, пособия по временной нетрудоспособности и другие социальные выплаты.
Проектируемыми нормами не допускается зачисление иных денежных средств на специальный социальный банковский счет. Кроме того, арест или списание денежных средств, находящихся на таком счете, по обязательствам владельца счета не допускается, за исключением обязательств, связанных с оплатой расходов банка по совершению операций с денежными средствами, находящимися на счете (статья 851 ГК РФ).
Согласно законопроекту к специальному социальному банковскому счету может быть открыт субсчет. На него могут быть зачислены денежные средства, выплачиваемые в возмещение вреда, причиненного здоровью, а также компенсационные выплаты из бюджетов разных уровней гражданам, пострадавшим в результате радиационных или техногенных катастроф. Денежные средства, находящиеся на субсчете специального социального банковского счета могут быть списаны в порядке, установленном статьей 30 Федерального закона N 229-ФЗ.
Обращаем внимание, что действующее законодательство уже содержит правовой механизм, позволяющий должнику идентифицировать денежные средства, на которые не может быть обращено взыскание в ходе исполнительного производства. Федеральным законом от 08.03.2015 N 57-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" внесены изменения в статью 30 Федерального закона N 229-ФЗ, согласно которому судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства обязывает должника предоставить документы, подтверждающие наличие имущества и доходов, на которые не может быть обращено взыскание.
Однако правоприменительная практика показывает, что действующий механизм недостаточен. С одной стороны, должники не проявляют необходимой дисциплинированности, с другой стороны, судебные приставы-исполнители не имеют возможности установить, относятся ли денежные средства, находящиеся на счете должника, к видам доходов, на которые не может быть обращено взыскание.
По законопроекту имеется ряд замечаний:
1. Обращаем внимание, что в соответствии с законопроектом открытие специального социального банковского счета не является обязательным, а какого-либо специального порядка уведомления заинтересованных лиц, органов и организаций об открытии специального социального банковского счета законопроектом не предусматривается. Кроме того, в законопроекте не учитывается, что выплаты, подпадающие под действие статьи 101 Федерального закона N 229-ФЗ, могут осуществляться между физическими лицами (например: выплата по решению суда алиментов или выплаты в возмещение вреда).
В связи с этим полагаем, что предлагаемый законопроектом механизм идентификации социальных выплат в виде специального социального банковского счета сам по себе не является достаточной гарантией иммунитета денежных средств по социальным выплатам от взыскания в рамках исполнительного производства.
По мнению Комитета, концепция законопроекта может быть реализована, при условии конкретизации положений, регулирующих порядок открытия и зачисления денежных средств на специальный социальный банковский счет. При доработке положений законопроекта полагаем возможным предусмотреть правовой механизм, сходный с правилами зачисления бюджетных средств на банковские счета по карте "Мир" (Федеральный закон от 01.05.2017 N 88-ФЗ "О внесении изменений в статью 16.1 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей" и Федеральный закон "О национальной платежной системе).
2. В соответствии с проектируемой статьей 860.13 ГК РФ в случае признания владельца счета банкротом, денежные средства, находящиеся на специальном социальном банковском счете, в конкурсную массу не включаются.
Вместе с тем, согласно статье 213.25 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Федеральный закон от 26.10.2002 N 127-ФЗ) все имущество гражданина, имеющееся на дату принятия решения арбитражного суда о признании гражданина банкротом и введении реализации имущества гражданина и выявленное или приобретенное после даты принятия указанного решения, составляет конкурсную массу. Исключение составляет имущество, на которое не может быть обращено взыскание в соответствии со статьей 446 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ). О доходах, на которые не может быть обращено взыскание входе исполнительного производства, в данной статьей ГПК РФ не упоминается.
В связи с этим считаем, что положения проектируемой статьи 860.13 ГК РФ необходимо соотнести с нормами Федерального закона N 127-ФЗ. Доходы, указанные в статье 101 Федерального закона N 229-ФЗ обладают иммунитетом от исполнительного производства, однако по Федеральному закону N 127-ФЗ не защищены от попадания в конкурсную массу гражданина, признанного банкротом.
3. Кроме того, по мнению Комитета, в дополнительном обосновании нуждается подход авторов законопроекта, предлагающих дополнить Главу 45 ГК РФ "Банковский счет" положениями, регулирующими отношения банкротства. Согласно статье 25 ГК РФ основания, порядок и последствия признания арбитражным судом гражданина несостоятельным (банкротом), очередность удовлетворения требований кредиторов, порядок применения процедур в деле о несостоятельности (банкротстве) гражданина устанавливаются законом, регулирующим вопросы банкротства (Федеральный закон N 127-ФЗ).
4. С учетом позиции Банка России считаем не корректным использовать в законопроекте, вносящим изменения в правовое регулирование банковского счета, терминологию бухгалтерского учета. В связи с этим полагаем возможным исключить из законопроекта положения о субсчете специального социального банковского счета, как не соответствующее действующему регулированию института банковского счета.
5. Также обращаем внимание, что положения проектируемого пункта 1 статьи 860.13 ГК РФ о том, что владелец счета, а также иные лица не вправе переводить на специальный социальный банковский счет собственные денежные средства, а также денежные средства, не включенные в перечень доходов, на которые в соответствии с законодательством Российской Федерации об исполнительном производстве не может быть обращено взыскание, дублируют положения проектируемого пункта 2 статьи 860.12 ГК РФ ("Зачисление иных денежных средств на специальный социальный банковский счет не допускается").
6. По мнению Комитета, реализация законопроекта может потребовать внесения изменений в Инструкцию Банка России от 30.05.2014 N 153-И "Об открытии и закрытии банковских счетов, счетов по вкладам (депозитам), депозитных счетов" (Зарегистрировано в Минюсте России 19.06.2014 N 32813). С учетом отмеченного обстоятельства считаем возможным предусмотреть в переходных положениях законопроекта отсрочку его вступления в силу.
Комитет Государственной Думы по финансовому рынку поддерживает содержащуюся в законопроекте концепцию создания правовых механизмов, направленных на обособление социальных выплат с целью их защиты от взыскания в ходе исполнительного производства, и рекомендует Государственной Думе поддержать законопроект в первом чтении с учетом высказанных замечаний.
Председатель Комитета |
А.Г. Аксаков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.