Заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания РФ
по проекту федерального закона N 231643-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации",
внесенному Правительством Российской Федерации
(первое чтение)
Досье на проект федерального закона
Законопроект вносит изменения в отдельные положения Федерального закона от 24.11.1996 N 132-ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон), в том числе в части порядка финансового обеспечения ответственности туроператора в сфере выездного туризма, формирования и использования фонда персональной ответственности туроператора в сфере выездного туризма, использования резервного фонда объединения туроператоров в сфере выездного туризма.
Согласно предлагаемым изменениям абзаца четвертого части пятой статьи 4.1 Федерального закона для туроператора, осуществляющего деятельность как в сфере выездного туризма, так и в сферах (сфере) въездного и (или) внутреннего туризма, и сформировавшего фонд персональной ответственности туроператора в размере не менее семи процентов от общей цены туристского продукта в сфере выездного туризма за предыдущий год, не требуется финансовое обеспечение ответственности туроператора, предусмотренное абзацами третьим и четвертым части первой статьи 17.2 Федерального закона для туроператоров, осуществляющих деятельность в сфере выездного туризма, но требуется финансовое обеспечение ответственности туроператора, предусмотренное абзацем вторым части первой статьи 17.2 для туроператоров, осуществляющих деятельность в сфере внутреннего туризма или въездного туризма, и имеющее меньший размер. Данные изменения необходимо согласовать с положением части третьей статьи 17.2 Федерального закона, согласно которой в случае, если туроператор осуществляет туроператорскую деятельность в нескольких сферах туризма, применяется наибольший размер финансового обеспечения ответственности туроператора.
В предлагаемой редакции части двенадцатой статьи 4.2 Федерального закона следует учесть также возможность принятия уполномоченным федеральным органом исполнительной власти решения об отказе во внесении в единый федеральный реестр туроператоров изменений в сведения о туроператоре (см. предлагаемую редакцию части одиннадцатой статьи 4.2 Федерального закона).
В связи с предлагаемым изменением части десятой статьи 11.4 Федерального закона соответствующее изменение следует внести и в положение части третьей статьи 11.3 Федерального закона, а в связи с предлагаемым изменением части десятой статьи 11.6 Федерального закона - в положение части первой статьи 11.6.
В законопроекте предлагается часть четырнадцатую статьи 11.6 Федерального закона дополнить положением о том, что объединение туроператоров в сфере выездного туризма вправе использовать на административно-управленческие расходы, связанные с ведением отдельного учета средств фонда персональной ответственности туроператора, не более одного процента дохода, полученного от размещения денежных средств фондов персональной ответственности туроператоров за год. Данное положение следует соотнести с предлагаемой редакцией части двенадцатой статьи 11.6, в которой перечисляются допустимые цели расходования денежных средств фонда персональной ответственности туроператора и не упоминается расходование денежных средств на административно-управленческие расходы.
Согласно части первой предлагаемой статьи 11.7 Федерального закона туроператор, осуществляющий деятельность в сфере выездного туризма, освобождается от финансового обеспечения ответственности туроператора в сфере выездного туризма и уплаты взносов в фонд персональной ответственности туроператора с начала календарного квартала, следующего за календарным кварталом, в котором размер фонда персональной ответственности достиг максимального размера. Данное положение следует соотнести с положением предлагаемой редакции части шестой статьи 11.6 Федерального закона, согласно которому решение об освобождении туроператора от финансового обеспечения ответственности туроператора в сфере выездного туризма и уплаты взносов в фонд персональной ответственности туроператора принимается объединением туроператоров в сфере выездного туризма по согласованию с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти на основании заявления туроператора. Следовательно, с начала календарного квартала, следующего за календарным кварталом, в котором размер фонда персональной ответственности достиг максимального размера, освобождение туроператора от финансового обеспечения ответственности и уплаты взносов в фонд персональной ответственности туроператора возможно лишь в случае, если до указанной даты туроператором было подано соответствующее заявление и по нему было принято решение объединением туроператоров в сфере выездного туризма по согласованию с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
В положении части второй предлагаемой статьи 11.7 Федерального закона следует указать на необходимость представления туроператором в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти сведений не только об общей цене туристского продукта за предыдущий календарный год, но и о размере фонда персональной ответственности туроператора на дату представления таких сведений (см. абзац четвертый части третьей и часть четвертую данной статьи).
В связи с положением части седьмой предлагаемой статьи 11.7 Федерального закона следует в данной статье предусмотреть также возможность перечисления туроператором в фонд персональной ответственности туроператора денежных средств, необходимых для достижения его максимального размера, до подачи им заявления о продлении срока освобождения туроператора от финансового обеспечения ответственности и уплаты взносов в фонд персональной ответственности туроператора.
Поскольку в предлагаемой редакции абзацев второго, третьего и четвертого части третьей статьи 17.5 Федерального закона не предусматривается необходимость представления туристом и (или) иным заказчиком при предъявлении требования о выплате страхового возмещения либо об уплате денежной суммы по банковской гарантии оригинала паспорта или иного документа, удостоверяющего личность, оригинала договора о реализации туристского продукта и оригинала платежных документов, подтверждающих реальный ущерб, возникший у туриста и (или) иного заказчика в результате неисполнения туроператором обязательств по договору о реализации туристского продукта, следует уточнить, что представляемые туристом и (или) иным заказчиком копии указанных документов должны быть надлежащим образом заверены.
Вместе с тем необходимость внесения изменений в абзацы второй и третий части третьей статьи 17.5 нуждается в дополнительном обсуждении с учетом того, что действующая редакция данных абзацев не требует прилагать к требованию о выплате страхового возмещения или об уплате денежной суммы по банковской гарантии оригинал паспорта или иного документа, удостоверяющего личность, и оригинал договора о реализации туристского продукта, а требует лишь предъявить их, в связи с чем у туриста и (или) иного заказчика не должно возникать трудностей с предъявлением оригиналов указанных документов при обращении за выплатой страхового возмещения или денежных средств по банковской гарантии в несколько страховых организаций и (или) банков.
В предлагаемой редакции абзаца двадцать шестого статьи 3.1 Федерального закона следует уточнить, что понимается под "раскрытием культурно-исторического, природного потенциала России и субъектов Российской Федерации".
Замечания юридико-технического характера переданы в Комитет в рабочем порядке.
Начальник управления |
Е.В. Горбачева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.