Заключение Комитета Совета Федерации Федерального Собрания РФ по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера от 30 мая 2017 г. N 3.2-05/1598
по проекту федерального закона N 114619-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Комитет Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера (далее - Комитет) рассмотрел Федеральный закон "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (проект N 114619-7, внесен с наименованием "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях"), принятый Государственной Думой 24 мая 2017 года (далее - Федеральный закон), и отмечает следующее.
Федеральный закон направлен на создание наиболее благоприятных условий для реализации прав участников избирательного процесса, участников референдума.
Федеральным законом вносятся изменения в Федеральный закон от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", Федеральный закон от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 184-ФЗ), Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП), Федеральный закон от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 67-ФЗ).
Устанавливается, что органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области социальной защиты и социальной поддержки инвалидов обязаны содействовать избирательным комиссиям, комиссиям референдума в работе по обеспечению избирательных прав, права на участие в референдуме избирателей, участников референдума, являющихся инвалидами, с учетом стойких расстройств функций организма, а также инвалидам в оказании необходимой помощи, на основании заключаемого между ними соглашения.
Статьей 2 Федерального закона в пункт 3 статьи 18 Федерального закона N 184-ФЗ вносятся изменения, устанавливающие, что при выборах высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) депутат представительного органа городского округа с внутригородским делением, формируемого путем избрания из состава представительных органов внутригородских районов этого городского округа, может поддержать кандидата только как депутат представительного органа городского округа с внутригородским делением,
Статья 19 Федерального закона N 67-ФЗ дополняется положениями, в соответствии с которыми перечень избирательных участков, участков референдума, их границы могут быть уточнены в целях уменьшения максимальной численности избирателей, участников референдума на избирательном участке, участке референдума (которая составляет три тысячи) до полутора тысяч. Такое уточнение возможно один раз в пять лет. Также устанавливается, что решение об уточнении перечня избирательных участков, участков референдума, их границ должно быть принято вне периода избирательной кампании, кампании референдума, а в исключительных случаях - не позднее чем за 70 дней до дня голосования.
Федеральным законом учтена правовая позиция Конституционного Суда Российской Федерации, изложенная в определении от 19 октября 2010 года N 1426-О-О по жалобе гражданина Болявина Андрея Петровича на нарушение его конституционных прав подпунктом 5 статьи 2 и подпунктом 1.1 статьи 38 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации". Конституционный Суд Российской Федерации определил, что закрепленный в подпункте 5 статьи 2 Федерального закона N 67-ФЗ общий перечень сведений, образующих понятие адреса места жительства, носит ориентирующий характер. Содержащееся в нем законоположение не означает, что избирательные комиссии должны во всех без исключения случаях требовать указания в подписных листах всех перечисленных в данном перечне сведений, в том числе при отсутствии тех или иных сведений в паспорте гражданина Российской Федерации (свидетельстве о регистрации по месту жительства).
На основании вывода Конституционного Суда Российской Федерации Федеральным законом в пункте 11 статьи 37 Федерального закона N 67-ФЗ, приложениях 4.1, 5, 6, 7.1, 8-10 устанавливается, что адрес места жительства избирателя может не содержать каких-либо из указанных в подпункте 5 статьи 2 Федерального закона N 67-ФЗ реквизитов (наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, улицы, номера дома и квартиры) в случае, если это не препятствует его однозначному восприятию с учетом фактических особенностей места жительства избирателя.
Федеральным законом статья 64 Федерального закона N 67-ФЗ дополняется пунктом 16, в соответствии с которым при проведении выборов Президента Российской Федерации" выборов в органы государственной власти субъекта Российской Федерации, референдума субъекта Российской Федерации избиратель, участник референдума, который будет находиться в день голосования вне места своего жительства, может быть включен в список избирателей, участников референдума по месту нахождения на основании заявления, которое подается лично не ранее чем за 45 дней до дня голосования и не позднее чем в 14 часов по местному времени дня, предшествующего дню голосования. Кроме этого устанавливается, что заявление может быть подано с использованием федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)", через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг, если это предусмотрено порядком, утвержденным Центральной избирательной комиссией Российской Федерации. Порядком предусматриваются способы защиты заявления от подделок, в том числе -использование в целях защиты специального знака (марки), при этом порядок должен содержать требование об учете специальных знаков (марок), в том числе при их передаче избирательными комиссиями (подпункт "в" пункта 13 статьи 4 Федерального закона).
При этом необходимо отметить, что институт досрочного голосования или возможность голосовать по открепительным удостоверениям сохраняется. Законом субъекта Российской Федерации может быть предусмотрено, что при проведении выборов в органы государственной власти субъекта Российской Федерации, референдума субъекта Российской Федерации порядок включения избирателя, участника референдума в список избирателей, участников референдума по месту нахождения не применяется. В этом случае закон субъекта Российской Федерации должен предусматривать голосование по открепительным удостоверениям либо досрочное голосование.
Федеральным законом вносятся изменения в КоАП.
В частности, усиливается административная ответственность за правонарушения, посягающие на права граждан. Предусматривается, что размер штрафа за незаконные выдачу и получение избирательного бюллетеня, бюллетеня для голосования на референдуме (статья 5.22 КоАП) будет увеличен максимально до пятидесяти тысяч рублей (пункт 2 статьи 3 Федерального закона). Действующая редакция статьи 5.22 КоАП предусматривает максимальный размер штрафа три тысячи пятьсот рублей.
Статья 5.58 КоАП дополняется таким составом правонарушения как нарушение порядка использования специального знака (марки) и использование заведомо поддельного специального знака (марки), и максимальный размер штрафа будет составлять три тысячи рублей (пункт 3 статьи 3 Федерального закона).
Федеральный закон не подлежит обязательному рассмотрению в Совете Федерации, поскольку не содержит вопросов, перечисленных в статье 106 Конституции Российской Федерации.
Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования, за исключением пункта 2 статьи 4 Федерального закона (порядок формирования избирательных участков). Пункт 2 статьи 4 Федерального закона вступает в силу с 1 октября 2017 года.
Положения подпунктов "г" и "д" пункта 2.1 статьи 19 Федерального закона N 67-ФЗ (в редакции Федерального закона) применяются с 1 мая 2018 года (перечень избирательных участков, участков референдума и их границы).
Действие положений пункта 16 статьи 64 Федерального закона N 67-ФЗ (в редакции Федерального закона) не распространяется на правоотношения, связанные с проведением дополнительных выборов депутатов законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации созывов, действующих на день вступления в силу Федерального закона (возможность голосования по месту своего нахождения),
Комитет Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера рекомендует Совету Федерации одобрить Федеральный закон "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Председатель Комитета |
Д.И. Азаров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.