Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству
на проект федерального закона N 185935-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О федеральном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов"
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству рассмотрел проект федерального закона N 185935-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О федеральном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов", внесенный Правительством Российской Федерации, и отмечает следующее.
Законопроект внесен в соответствии со статьей 212 Бюджетного кодекса Российской Федерации, в связи с ростом основных макроэкономических показателей, в первую очередь цен на нефть и газ. Одновременно с законопроектом представлены оценка ожидаемого исполнения федерального бюджета в 2017 году, ожидаемые итоги социально-экономического развития в 2017 году и уточенный прогноз социально-экономического развития в 2018-2019 гг.
Законопроект предусматривает изменение показателей федерального бюджета, утвержденных на 2017 год, показатели планового периода 2018 и 2019 годов не изменяются.
Согласно пояснительной записке к законопроекту, необходимость корректировки показателей федерального бюджета обусловлена пересмотром Росстатом в сторону улучшения параметров прогноза социально-экономического развития, учтенного при формировании закона о федеральном бюджете на 2017-2019 гг.
В частности, прогноз прироста ВВП в 2017 году пересмотрен с 0,6% до 2%, прогноз прироста реальных располагаемых денежных доходов населения увеличен с 0,2% до 1%, прирост реальной заработной платы с 0,4% до 1,3%. При этом прогнозный объем инвестиций сокращен с 15,9 до 15,73 трлн рублей.
Таким образом, внесение указанного законопроекта свидетельствует о низком качестве прогнозирования при формировании бюджета, несостоятельности прогнозных оценок, отсутствии взаимоувязки с документами стратегического планирования, что в целом позволяет Правительству Российской Федерации переписывать бюджет на основании данных статистического учета.
Таблица 1
Изменение основных макроэкономических показателей на 2017 год
Показатели |
2016 год |
2017 год |
||
Прогноз |
Уточненная оценка |
Отклонение |
||
Цены на нефть Urals, долл./барр. |
41,7 |
40 |
45,6 |
5,6 |
Цены на газ (среднеконтрактные включая страны СНГ), долл./тыс. куб. м |
157,4 |
158,7 |
172,3 |
13,6 |
ВВП, млрд. руб. |
86 044 |
86 806 |
92 190 |
5 384 |
Рост ВВП,% |
-0,2 |
0,6 |
2,0 |
1,4 |
Инвестиции, млрд. руб. |
14 640 |
15 905 |
15 731 |
-174 |
Объем импорта (по кругу товаров, учитываемых ФТС России), млрд. долл. США |
182,3 |
184,6 |
193,0 |
8,4 |
Объем экспорта (по кругу товаров, учитываемых ФТС России), млрд. долл. США |
285,5 |
286,2 |
313,3 |
27,1 |
Прибыль прибыльных организаций, млрд. руб. |
19 637 |
17 500 |
20 786 |
3 286 |
Инфляция (ИПЦ),% к декабрю пред. года |
5,4 |
4 |
3,8 |
-0,2 |
Курс доллара (среднегодовой), рублей за доллар США |
66,9 |
67,5 |
64,2 |
-3,3 |
Фонд заработной платы, млрд. руб. |
19 589 |
20 476 |
20 661 |
185 |
Объем экспорта нефти, млн. тонн |
254,8 |
268,4 |
257,7 |
-10,7 |
Объем экспорта природного газа, млрд. куб. м. |
198,7 |
195,0 |
197,3 |
2,3 |
Объем экспорта нефтепродуктов, млн. тонн |
156,0 |
151,6 |
154 |
2,4 |
Объем добычи нефти, млн. тонн |
548,6 |
548,0 |
549 |
1 |
Объем добычи газа, млрд. куб. м. |
639,4 |
640,5 |
657,2 |
16,7 |
Описанный тренд развития российской экономики в 2017-2020 годах, по мнению Комитета, можно охарактеризовать как "инерционное развитие в ожидании улучшения внешних условий". По сути, базовый вариант Прогноза предусматривает консервацию текущего пассивного экономического курса - несмотря на прогнозируемый в течение 3 последующих лет прирост ВВП, темпы прироста окажутся значительно ниже среднемировых. В подобных условиях следует ожидать практически полного невыполнения указов Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года, что подтверждается основными показателями прогноза по базовому варианту.
Разработка основных параметров Прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов осуществлялась в составе трех вариантов (базовый, консервативный, целевой) и основывалась на предпосылке о постепенном замедлении темпов развития мировой экономики с 3,2% в 2016 году до 2,8% к 2020 году. При этом в качестве определяющего фактора прогнозирования по-прежнему рассматривается вероятный уровень цены на нефть марки Urals (таблица 1).
Базовый вариант Прогноза, на котором основывается законопроект, рассчитан исходя из гипотезы о сохранении "равновесной" цены на нефть около 40 долл. США за баррель в течение всего прогнозного периода. В 2017 году предусматривается прирост ВВП на 2%, уменьшение инфляции до 3,8% (т.е. ниже целевого уровня) и удержание ее на уровне 4,0% в 2018 - 2020 годах, а также оживление инвестиционной активности, которое изначально предполагалось не ранее 2018 года. При этом в 2018 - 2020 годах ВВП, согласно Прогнозу, будет расти по 1,5% в год, тогда как Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации от 19.09.2016 г. предусматривал увеличение темпов прироста ВВП в 2018-2019 годах до 1,7% и 2,1% соответственно.
В то же время ряд экспертных организаций приводит намного более сдержанные оценки темпов прироста ВВП в 2017 году. В частности, Институт экономической политики им. Е.Т. Гайдара прогнозирует прирост ВВП на уровне 1,2% по итогам 2017 года, а из долгосрочного консенсус-прогноза Института "Центр развития" НИУ ВШЭ следует, что ВВП России увеличится в 2017 году лишь на 1,1%.
Рассмотрев прогноз параметров инфляции в базовом варианте, Комитет обращает внимание на наличие серьезных рисков недостижения прогнозных значений инфляции в 2017-2020 годах, поскольку стабильность курса российского рубля в условиях его "свободного плавания" по-прежнему зависит от мировых цен на нефть вследствие "нефтегазового перекоса" структуры российского экспорта. В свою очередь, сохраняющаяся зависимость экономики от импорта приводит к тому, что волатильность курса рубля порождает инфляционные ожидания и "разгоняет" потребительские цены и цены производителей. С учетом изложенного Комитет считает базовый прогноз темпов инфляции излишне оптимистичным.
Согласно базовому варианту Прогноза, прирост промышленного производства составит 2,0% в 2017 году, 2,2% в 2018 году и 1,9% в 2019-2020 годах. Следует отметить, что прогнозные значения прироста промышленного производства за 2017-2018 годы также были скорректированы в лучшую сторону по сравнению с оценками, приведенными в Прогнозе от 19.09.2016 г. (2017 год - 1,1 %, 2018 год - 1,7%). В этой связи Комитет считает необходимым указать на недостаточную обоснованность скорректированных темпов прироста промышленного производства с учетом того, что потребительский спрос на внутреннем рынке как со стороны предприятий, так и со стороны населения продолжает оставаться достаточно низким (так, по данным Росстата, в 2016 году оборот розничной торговли упал на 5,2%). Кроме того, сдерживающим фактором для прогнозируемых в базовом варианте темпов прироста промышленного производства может стать тяжелое финансовое положение многих промышленных предприятий, которое не позволит им реализовать программы модернизации производства.
В консервативном варианте Прогноза прирост ВВП в 2017 году составит не более 0,2% при ожидаемом уровне инфляции 4,1% с увеличением его до 4,3% в 2018 году и возвращением к целевому уровню 4,0% в 2019-2020 годах.
Целевым вариантом Прогноза предусматривается 2-% рост ВВП в 2017 году на фоне дальнейшего замедления инфляционной динамики (в 2017 году уровень инфляции составит 3,8%, в 2018 - 2020 годах - по 4,0% в год).
Таким образом, Комитет отмечает, что пересмотр Росстатом оценки ВВП за 2015 и 2016 годы достаточно серьезно изменил представление об экономической динамике в России в 2016 году. Так, если в Прогнозе от 19.09.2016 г. падение ВВП по итогам 2016 года должно было составить 0,6%, то теперь, согласно скорректированным данным Росстата, оно не превышает 0,2% (против 3,7% в 2015 году). При этом в лучшую сторону были скорректированы и некоторые другие базовые макроэкономические показатели (в том числе физический объем ВВП, который в IV квартале 2016 г., по мнению Росстата, впервые за два года продемонстрировал рост). При этом Росстат не обновляет ряды данных "назад" больше, чем на 1-2 года, поэтому в официальной статистике отсутствуют рассчитанные по единой методологии ряды основных показателей социально-экономического развития России за последние 15-20 лет. Подобное изменение рядов основных макроэкономических переменных, по мнению Комитета, может негативно сказаться на качестве разрабатываемых прогнозов. Учитывая изложенное, восстановление в единой методологии исторических рядов макроэкономических данных представляется крайне важным и необходимым как для адекватного анализа текущей ситуации в экономике страны, так и для разработки обоснованных прогнозов социально-экономического развития России.
Комитет вновь считает необходимым указать на несостоятельность гипотезы разработчиков Прогноза об оживлении инвестиционной активности уже в текущем году и наращивании объема инвестиций на 2,0% - 2,2% в 2018 - 2020 годах "на фоне сокращения государственных инвестиционных расходов", поскольку при сохранении высоких процентных ставок, низком уровне платежеспособного спроса и невысокой рентабельности предпринимательской деятельности у предприятий практически не остается инвестиционных ресурсов. Как показывает мировая практика, бюджетные инвестиции являются инструментом государственного стимулирования, запускающим процесс экономического роста и способствующим привлечению частных инвестиций в реальный сектор экономики, тогда как разработчики Прогноза исходят из необходимости последовательного сокращения государственных инвестиций. Однако, по мнению Комитета, подобный подход обрекает экономику на длительную стагнацию. Поэтому обязательным условием для восстановления инвестиционной активности в среднесрочном периоде Комитет считает переход Правительства Российской Федерации к проведению проактивной инвестиционной политики, которая предполагает увеличение (а не сокращение) бюджетных инвестиций.
Законопроект предусматривает увеличение общего объема доходов на 1 191,3 млрд. рублей, в том числе за счет увеличения нефтегазовых доходов в сумме 719,4 млрд. рублей и ненефтегазовых доходов в сумме 471,9 млрд. рублей.
При этом анализ представленных с законопроектом документов и материалов свидетельствует в большей степени о росте доходов по сравнению с сопоставимым периодом прошлого года и о пересчете на основании изменения прогнозных данных, нежели о фактическом росте поступлений в федеральный бюджет за январь-апрель 2017 года.
Таблица 2
Сведения об исполнении федерального бюджета
(млн рублей) | |||
|
Утвержденный бюджет |
Исполнение за январь-апрель |
% исполнения |
ДОХОДЫ |
13 487 566,8 |
4 762 409,1 |
35,3 |
Нефтегазовые доходы |
5 050 039,4 |
1 974 173,4 |
39,1 |
Ненефтегазовые доходы |
8 437 527,3 |
2 788 235,7 |
33,0 |
РАСХОДЫ |
16 240 809,1 |
5 273 497,9 |
32,5 |
ДЕФИЦИТ |
-2 753 242,4 |
-511 088,8 |
18,6 |
Расходы федерального бюджета предлагается увеличить на 361,8 млрд рублей, 829,5 млрд рублей предлагается направить на сокращение дефицита. Таким образом, в 2017 году доходы федерального бюджета составят 14 678,8 млрд. рублей (15,9% ВВП), расходы - 16 602,6 млрд рублей (18% ВВП), дефицит - 1 923,8 млрд рублей (2,1% ВВП).
Нефтегазовые доходы федерального бюджета в 2017 году ожидаются в сумме 5 769 478,8 млн. рублей (114,2%). Ненефтегазовые доходы федерального бюджета в 2017 году оцениваются в объеме 8 909 351,7 млн. рублей (105,6%).
Таблица 3
Сравнение оценки доходов
млн. рублей | |||
Показатель |
N 415-ФЗ |
Отклонение |
|
ВВП, млрд. рублей |
86 806,0 |
92 190,0 |
5 384,0 |
Цена на нефть марки "Юралс", долл. США/барр. |
40,0 |
45,6 |
5,6 |
Курс доллара США к рублю |
67,5 |
64,2 |
-3,3 |
Доходы |
13 487 566,8 |
14 678 830,5 |
1 191 263,7 |
в %% к ВВП |
15,5 |
15,9 |
0,4 |
Нефтегазовые доходы |
5 050 039,4 |
5 769 478,8 |
719 439,4 |
в %% к ВВП |
5,8 |
6,3 |
0,5 |
НДПИ |
3 285 497,7 |
3 780 436,1 |
494 938,4 |
Вывозные пошлины |
1 764 541,7 |
1 989 042,7 |
224 501,0 |
Ненефтегазовые доходы |
8 437 527,4 |
8 909 351,7 |
471 824,3 |
в %% к ВВП |
9,7 |
9,6 |
-0,1 |
Связанные с внутренним производством |
4 308 060,3 |
4 563 140,3 |
255 080,0 |
НДС |
2 899 511,8 |
2 960 102,0 |
60 590,2 |
Акцизы |
808 168,7 |
943 897,2 |
135 728,5 |
Налог на прибыль |
600 379,8 |
659 141,1 |
58 761,3 |
Связанные с импортом |
2 586 770,7 |
2 612 693,4 |
25 922,7 |
НДС |
1 996 084,4 |
1 994 978,9 |
-1 105,5 |
Акцизы |
63 437,6 |
66 979,3 |
3 541,7 |
Ввозные пошлины |
527 248,7 |
550 735,2 |
23 486,5 |
Прочее |
1 542 696,4 |
1 733 518,0 |
190 821,6 |
в том числе: |
|
|
|
Дивиденды |
483 481,6 |
483 595,6 |
114,0 |
Прочие доходы от компенсации затрат федерального бюджета |
9 048,1 |
70 198,3 |
61 150,2 |
Доходы от выпуска материальных ценностей из государственного резерва |
29 913,6 |
58 959,0 |
29 045,4 |
Утилизационный сбор |
152 270,7 |
180 642,5 |
28 371,8 |
Прочие неналоговые доходы федерального бюджета |
152 937,9 |
218 083,7 |
65 145,8 |
Увеличение нефтегазовых доходов связано с ростом прогнозируемой цены на нефть марки "Юралс" (с 40,0 до 45,6 долларов США за баррель) и на газ природный (с 169,3 до 182,6 долларов США за тыс. куб.м для дальнего зарубежья), при снижении курса доллара США по отношению к рублю (с 67,5 руб./доллар США до 64,2 руб./доллар США).
Увеличение поступления ненефтегазовых доходов ожидается преимущественно за счет роста налоговых доходов (акцизов на подакцизную продукцию, производимую в Российской Федерации, - на 135,7 млрд. рублей в результате роста облагаемых объемов; НДС - на 59,5 млрд. рублей на фоне оживления экономической активности; налога на прибыль организаций - на 58,8 млрд. рублей за счет увеличения прибыли прибыльных организаций; государственной пошлины - на 5,2 млрд. рублей).
Кроме того увеличение доходов связано с дополнительными поступлениями по некоторым неналоговым доходным источникам - в частности, ввозным таможенным пошлинам, утилизационному сбору, доходам от выпуска материальных ценностей из государственного резерва, доходам от перечисления части прибыли Банка России, доходам от компенсации затрат федерального бюджета, доходам от поступления штрафов и санкций, прочим неналоговым доходам.
Поступление налога на прибыль организаций в 2017 году оценивается в сумме 659 141,1 млн. рублей, что на 58 761,3 млн. рублей или на 9,8% больше суммы, утвержденной в законе о федеральном бюджете.
Объем поступлений налога на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации, в 2017 году оценивается в сумме 2 960 102,0 млн. рублей, что на 60 590,2 млн. рублей или на 2,1% больше суммы, утвержденной в законе о федеральном бюджете.
Объем поступлений налога на добавленную стоимость на товары, ввозимые на территорию Российской Федерации, в 2017 году оценивается в сумме 1 994 978,9 млн. рублей, что на 1 105,5 млн. рублей или на 0,1% меньше суммы, утвержденной в законе о федеральном бюджете. Основное влияние на снижение поступлений оказало уменьшение стоимостного объема импорта в рублевом выражении на фоне укрепления рубля, которое не было компенсировано ростом долларового объема импорта.
Поступление в федеральный бюджет доходов от уплаты акцизов по подакцизным товарам (продукции), производимым на территории Российской Федерации, в 2017 году оценивается в сумме 943 897,2 млн. рублей, что на 135 728,5 млн. рублей или на 16,8% больше суммы, утвержденной в законе о федеральном бюджете.
Увеличение оценки поступлений акцизов по подакцизным товарам (продукции), производимым на территории Российской Федерации, наблюдается в основном за счет роста объемов реализации алкогольной продукции с объемной долей этилового спирта свыше 9% на 19,9% (с 85,7 до 102,8 млн. дал., в том числе в результате проводимой работы по совершенствованию регулирования рынка алкогольной продукции), дизельного топлива на 10,9% (с 25,5 до 28,3 млн. тонн), а также табачной продукции на 4,3% (с 252,9 до 263,9 млрд. штук), включая рост объема реализации табачной продукции в декабре 2016 года на 14,3% (доля реализации декабря 2016 относительно декабря 2015 года увеличилась с 27,4% до 32,0%), в результате наращивания среднемесячного объема реализации табачной продукции в связи со вступлением в силу с 1 января 2017 года изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации, в соответствии с которыми сумма акциза за налоговые периоды с 1 сентября по 31 декабря каждого календарного года исчисляется с учетом повышающего коэффициента в случае, если объем реализации превышает среднемесячный объем реализации в предыдущем календарном году. Снижение объемов прямогонного бензина для нефтехимической промышленности на 15,4% и объемов авиационного керосина, реализуемого авиационным компаниям, на 4,7%, также повлияло на рост поступления акцизов.
Увеличение поступления акцизов по подакцизным товарам (продукции), ввозимым на территорию Российской Федерации, в основном обусловлено ростом объёмов импорта табачной продукции (например по сигаретам с фильтром с 5,5 млрд. шт. до 8,9 млрд. штук), автомобилей легковых (объемы скорректированы с учетом реализации легковых автомобилей, производимых на территории Калининградской области (по данным за 2016 год), уплата за которые с 1 апреля 2016 года осуществляется таможенными органами Российской Федерации), моторных масел для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей (с 140 тыс. тонн до 160 тыс. тонн), а также пива (с 8,4 млн. дкл. до 10,79 млн. дкл.).
Комитет подчеркивает, что пересмотр доходов федерального бюджета в сторону увеличения не является результатом работы Правительства Российской Федерации по повышению качества администрирования доходов, реализации мер по обеспечению роста производительности труда, вовлечения хозяйствующих субъектов в официальную экономическую деятельность. Представленный проект ориентирован на продолжение жесткой бюджетной политики, зависимость от внешней конъюнктуры, сдерживание поступления денежной массы в хозяйственный оборот. Перечисленные факторы не способствуют созданию положительных структурных изменений в экономике, обрекая на длительную стагнацию и торможение экономической активности.
При этом, на стадии рассмотрения и принятия закона о федеральном бюджете на 2017-2019 гг. Счетной палатой и иными экспертами отмечалось, что доходная база федерального бюджета занижена, и приводились оценки возможного уровня дополнительного поступления доходных источников. Однако бюджетная конструкция, как при принятии, так и при доработке, нацелена исключительно на достижение бюджетной и макроэкономической стабильности.
Прогнозируемый объем дополнительных поступлений предусматривается направить в пропорции 30% - на увеличение расходов федерального бюджета (361,8 млрд. рублей) и 70% - на замещение источников финансирования дефицита (829,5 млрд. рублей).
Дефицит федерального бюджета в 2017 году составит 1 923,8 млрд. рублей или 2,1% к ВВП, что на 1,1% ниже уровня, утвержденного законом о федеральном бюджете. Основным источником финансирования дефицита федерального бюджета в 2017 году будут средства Резервного фонда в сумме 1 060,8 млрд. рублей.
Таблица 4
млрд. рублей | |||
Показатель |
2017 год |
||
N 415-ФЗ |
Отклонение |
||
1 |
2 |
3 |
4 |
Доходы, всего |
13 487,5 |
14 678,8 |
1 191,3 |
%% к ВВП |
15,5 |
15,9 |
0,4 |
Расходы, всего |
16 240,8 |
16 602,6 |
361,8 |
%% к ВВП |
18,7 |
18,0 |
-0,7 |
Дефицит (-) |
-2 753,3 |
-1 923,8 |
-829,5 |
%% к ВВП |
3,2 |
2,1 |
-1,1 |
В связи с увеличением прогнозного показателя объема ВВП в 2017 году, удельный вес расходов в ВВП сократится на 0,7% и составит 18% ВВП, несмотря на увеличение в номинальном выражении объема расходов на 361,8 млрд. рублей. Расходы открытой части федерального бюджета увеличены на 193,4 млрд рублей.
В разрезе функциональной классификации расходов государства увеличены на 40 млрд рублей общегосударственные расходы на международное сотрудничество, на 30,8 млрд рублей расходы на национальную безопасность и правоохранительную деятельность, на 18,7 расходы на охрану окружающей среды, по 2,5 млрд рублей на образование и СМИ, на 2,8 млрд рублей на культуру и кинематографию, на 11,3 млрд рублей на пенсионное обеспечение военнослужащих, на 3,3 млрд рублей на развитие физкультуры и спорта, на 13,3 млрд рублей на обеспечение сбалансированности региональных бюджетов и дотации за достижение наивысших темпов роста налогового потенциала.
Расходы на национальную экономику увеличены на 61,5 млрд рублей, из них: на 9,4 млрд рублей расходы по госпрограмме "Космическая деятельность", на 8,9 млрд рублей расходы на субсидирование отраслей агропромышленного комплекса, на 6,1 млрд рублей расходы на субсидирование сельхозмашиностроения, на 3,4 млрд рублей расходы на субсидирование производителей высокотехнологичной продукции, на 9,8 млрд рублей расходы на развитие региональных и местных автомобильных дорог. Кроме того, предусмотрены взносы в уставные капиталы АО "Россельхозбанк" в размере 25 млрд рублей и ПАО Российский Национальный коммерческий банк (г. Симферополь) в размере 5 млрд рублей.
При докапитализации из федерального бюджета кредитных организаций и институтов развития следует учитывать, что по данным отчета Центрального банка за 2016 год чистая прибыль кредитных организаций составила 929,7 млрд рублей, увеличившись почти в 5 (!) раз по сравнению с 2015 годом. При этом совокупный объем кредитов экономике (нефинансовым организациям и физическим лицам) за 2016 год снизился на 6,9% до 40,9 трлн рублей. На кредиты малым и средним предприятиям на 1 января 2017 года приходилось 4,5 трлн рублей, или 14,8% от совокупного корпоративного портфеля банков. Объем кредитов МСП за 2016 год сократился на 8,5%.
В структуре представленного перераспределения бюджетных расходов по-прежнему преобладают непродуктивные расходы (социальные и оборонные). В соответствии с данными, представленными в пояснительной записке, программная часть бюджета составляет 49,5% общего объема расходов.
Сведения об изменении бюджетных ассигнований по государственным программам Российской Федерации представлены в таблице 4.
Таблица 5
млн. рублей | ||||||
N |
Наименование показателя |
ГП |
Федеральный закон N 415-ФЗ |
Законопроект |
Федеральный закон N 415-ФЗ с учетом законопроекта |
Справочно: |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
7 |
|
|
ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ПРОГРАММЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ |
|
7 915 677,9 |
96 453,8 |
8 012 131,7 |
2 378 828,2 |
|
в том числе: |
|
|
|
|
|
1 |
Государственная программа Российской Федерации "Развитие здравоохранения" |
01 |
261 085,4 |
1 817,5 |
262 902,8 |
63 159,6 |
2 |
Государственная программа Российской Федерации "Развитие образования" на 2013 - 2020 годы |
02 |
447 814,7 |
1 270,4 |
449 085,1 |
205 056,0 |
3 |
Государственная программа Российской Федерации "Социальная поддержка граждан" |
03 |
1 330 440,6 |
-392,7 |
1 330 047,9 |
483 517,0 |
4 |
Государственная программа Российской Федерации "Доступная среда" на 2011 - 2020 годы |
04 |
47 448,8 |
1 559,1 |
49 007,9 |
8 947,4 |
5 |
Государственная программа Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации" |
05 |
105 861,8 |
813,0 |
106 674,8 |
35 321,8 |
6 |
Государственная программа Российской Федерации "Содействие занятости населения" |
07 |
51 905,0 |
-42,9 |
51 862,1 |
13 126,0 |
7 |
Государственная программа Российской Федерации "Обеспечение общественного порядка и противодействие преступности" |
08 |
635 079,2 |
11 354,3 |
646 433,5 |
185 618,8 |
8 |
Государственная программа Российской Федерации "Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечение пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах" |
10 |
177 280,5 |
1 129,1 |
178 409,6 |
47 958,8 |
9 |
Государственная программа Российской Федерации "Развитие культуры и туризма" на 2013 - 2020 годы |
11 |
93 347,9 |
3 098,1 |
96 446,0 |
23 428,6 |
10 |
Государственная программа Российской Федерации "Охрана окружающей среды" на 2012 - 2020 годы |
12 |
33 888,2 |
-286,5 |
33 601,7 |
10 740,5 |
11 |
Государственная программа Российской Федерации "Развитие физической культуры и спорта" |
13 |
88 721,6 |
3 293,7 |
92 015,3 |
15 479,5 |
12 |
Государственная программа Российской Федерации "Развитие науки и технологий" на 2013 - 2020 годы |
14 |
150 815,7 |
3 160,8 |
153 976,5 |
54 906,8 |
13 |
Государственная программа Российской Федерации "Экономическое развитие и инновационная экономика" |
15 |
96 843,7 |
449,9 |
97 293,6 |
22 914,9 |
14 |
Государственная программа Российской Федерации "Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности" |
16 |
146 432,7 |
23 744,8 |
170 177,5 |
55 857,8 |
15 |
Государственная программа Российской Федерации "Развитие авиационной промышленности на 2013 - 2025 годы" |
17 |
58 905,4 |
0,0 |
58 905,4 |
6 866,7 |
16 |
Государственная программа Российской Федерации "Развитие судостроения и техники для освоения шельфовых месторождений на 2013 - 2030 годы" |
18 |
10 292,3 |
-116,0 |
10 176,3 |
1 843,8 |
17 |
Государственная программа Российской Федерации "Развитие электронной и радиоэлектронной промышленности на 2013 - 2025 годы" |
19 |
10 416,5 |
0,0 |
10 416,5 |
1 215,3 |
18 |
Государственная программа Российской Федерации "Развитие фармацевтической и медицинской промышленности" на 2013 - 2020 годы |
20 |
11 636,3 |
0,0 |
11 636,3 |
2 785,2 |
19 |
Государственная программа Российской Федерации "Космическая деятельность России на 2013 - 2020 годы" |
21 |
173 238,9 |
8 572,1 |
181 811,0 |
48 338,1 |
20 |
Государственная программа Российской Федерации "Развитие атомного энергопромышленного комплекса" |
22 |
71 404,5 |
-1 433,6 |
69 970,9 |
7 042,2 |
21 |
Государственная программа Российской Федерации "Информационное общество (2011 - 2020 годы)" |
23 |
113 803,6 |
-1 842,5 |
111 961,1 |
29 061,2 |
22 |
Государственная программа Российской Федерации "Развитие транспортной системы" |
24 |
798 048,7 |
14 846,6 |
812 895,3 |
137 656,6 |
23 |
Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2020 годы |
25 |
215 852,3 |
9 078,0 |
224 930,3 |
59 436,7 |
24 |
Государственная программа Российской Федерации "Развитие рыбохозяйственного комплекса" |
26 |
11 048,3 |
-8,6 |
11 039,7 |
4 141,4 |
25 |
Государственная программа Российской Федерации "Развитие внешнеэкономической деятельности" |
27 |
83 009,6 |
577,5 |
83 587,1 |
18 392,5 |
26 |
Государственная программа Российской Федерации "Воспроизводство и использование природных ресурсов" |
28 |
49 960,0 |
-58,5 |
49 901,5 |
9 983,8 |
27 |
Государственная программа Российской Федерации "Развитие лесного хозяйства" на 2013 - 2020 годы |
29 |
27 493,7 |
-564,8 |
26 928,9 |
7 867,4 |
28 |
Государственная программа Российской Федерации "Энергоэффективность и развитие энергетики" |
30 |
8 011,2 |
-49,2 |
7 962,0 |
3 032,8 |
29 |
Государственная программа Российской Федерации "Обеспечение государственной безопасности" |
32 |
1 716,8 |
-24,6 |
1 692,3 |
377,8 |
30 |
Государственная программа Российской Федерации "Социально-экономическое развитие Дальнего Востока и Байкальского региона" |
34 |
17 861,6 |
-170,2 |
17 691,4 |
603,1 |
31 |
Государственная программа Российской Федерации "Развитие Северо-Кавказского федерального округа" на период до 2025 года |
35 |
13 900,1 |
-0,6 |
13 899,5 |
4 689,5 |
32 |
Государственная программа Российской Федерации "Развитие федеративных отношений и создание условий для эффективного и ответственного управления региональными и муниципальными финансами" |
36 |
739 701,0 |
13 277,1 |
752 978,1 |
251 670,2 |
33 |
Государственная программа Российской Федерации "Социально-экономическое развитие Калининградской области до 2020 года" |
37 |
50 286,1 |
0,0 |
50 286,1 |
15 046,2 |
34 |
Государственная программа Российской Федерации "Управление федеральным имуществом" |
38 |
22 971,3 |
-13,9 |
22 957,4 |
4 793,4 |
35 |
Государственная программа Российской Федерации "Управление государственными финансами и регулирование финансовых рынков" |
39 |
1 217 061,6 |
-1 087,4 |
1 215 974,2 |
391 724,7 |
36 |
Государственная программа Российской Федерации "Внешнеполитическая деятельность" |
41 |
123 031,1 |
-3 855,9 |
119 175,2 |
47 890,6 |
37 |
Государственная программа Российской Федерации "Юстиция" |
42 |
244 807,8 |
8 409,2 |
253 217,0 |
77 594,6 |
38 |
Государственная программа Российской Федерации "Развитие оборонно-промышленного комплекса" |
44 |
6 967,2 |
0,0 |
6 967,2 |
2 483,1 |
39 |
Государственная программа Российской Федерации "Социально-экономическое развитие Республики Крым и г. Севастополя на период до 2020 года" |
45 |
164 786,2 |
-51,3 |
164 734,9 |
18 131,6 |
40 |
Государственная программа Российской Федерации "Реализация государственной национальной политики" |
46 |
2 499,8 |
1,9 |
2 501,7 |
126,2 |
В соответствии с Решением Совета Государственной Думы от 28.10.2016 года Комитет является ответственным за рассмотрение следующих государственных программ Российской Федерации:
1. "Экономическое развитие и инновационная экономика" - N 15
2. "Развитие промышленности и повышение её конкурентоспособности" - N 16
3. "Развитие авиационной промышленности на 2013 - 2025 годы" - N 17
4. "Развитие судостроения и техники для освоения шельфовых месторождений на 2013 - 2030 годы" - N 18
5. "Развитие электронной и радиоэлектронной промышленности на 2013 - 2025 годы" - N 19
6. "Развитие фармацевтической и медицинской промышленности на 2013 - 2020 годы" - N 20 (соисполнитель - Комитет по охране здоровья).
7. "Космическая деятельность России на 2013 - 2020 годы" - N 21 (ДСП)
8. "Развитие внешнеэкономической деятельности" - N 27
9. "Развитие оборонно-промышленного комплекса" - N 44 (закрытая)
Законопроектом предусматривается увеличение бюджетных ассигнований на реализацию государственной программы Российской Федерации "Экономическое развитие и инновационная экономика" в 2017 году на 449,9 млн. рублей.
млн. рублей | |||
Наименование показателя |
N 415-ФЗ |
Законопроект (+/-) |
Итого с учетом законопроекта |
1 |
2 |
3 |
|
Всего |
96 843,7 |
+449,9 |
97 293,6 |
в том числе: |
|
|
|
Подпрограмма "Инвестиционный климат" |
9 612,3 |
+29,9 |
9 642,3 |
Подпрограмма "Развитие малого и среднего предпринимательства" |
20 614,0 |
+351,7 |
20 965,7 |
Подпрограмма "Государственная регистрация прав, кадастр и картография" |
31 106,6 |
+2,3 |
31 108,9 |
Подпрограмма "Совершенствование системы государственного управления" |
507,8 |
+50,4 |
558,2 |
Подпрограмма "Стимулирование инноваций" |
6 302,8 |
-4,6 |
6 298,2 |
Подпрограмма "Управленческие кадры" |
316,4 |
|
316,4 |
Подпрограмма "Совершенствование системы государственного стратегического управления" |
380,7 |
|
380,7 |
Подпрограмма "Официальная статистика" |
14 374,8 |
+20,1 |
14 394,9 |
Подпрограмма "Создание и развитие инновационного центра "Сколково" |
11 860,1 |
|
11 860,1 |
Федеральная целевая программа "Развитие единой государственной системы регистрации прав и кадастрового учета недвижимости (2014 - 2019 годы)" |
1 768,2 |
|
1 768,2 |
Наиболее существенное увеличение ассигнований на 2017 год ожидается по расходам федерального бюджета на:
предоставление субсидий российским кредитным организациям на возмещение недополученных ими доходов по кредитам, выданным в 2017 году субъектам малого и среднего предпринимательства по льготной ставке (на 351,7 млн. рублей),
реализацию приоритетного проекта "Автоматизация контрольно-надзорной деятельности" в рамках приоритетной программы "Реформа контрольно-надзорной деятельности" (на 50,5 млн. рублей),
Одновременно законопроектом предлагается уменьшить в 2017 году объем бюджетных ассигнований, предусмотренных на:
оплату расходных обязательств, осуществляемых в иностранной валюте, в связи с уточнением прогноза валютных курсов (на 68,6 млн. рублей);
закупку товаров, работ и услуг для обеспечения разработки базовых таблиц "затраты - выпуск" и подготовки, проведения и подведения итогов сплошного федерального статистического наблюдения за деятельностью субъектов малого и среднего предпринимательства в связи со сбором первичных статистических данных в электронном виде (на 13,4 млн. рублей) и т.д.
закупку товаров, работ, услуг для обеспечения нужд государственных органов.
В этой связи Комитет считает необходимым обратить внимание на сохраняющуюся неблагоприятную тенденцию неисполнения бюджетных назначений по ГП-15 при одновременном увеличении бюджетных ассигнований, установленных сводной бюджетной росписью. Так, по итогам 2016 года объем неисполненных бюджетных назначений по ГП-15 составил 9,1 млрд. рублей (при этом по подпрограмме "Инвестиционный климат" ГП-15 расходы были исполнены лишь на 52,2%), вследствие чего рассматриваемая госпрограмма вошла в число госпрограмм с наибольшим объемом неисполненных бюджетных назначений.
Объем бюджетных ассигнований на реализацию государственной программы "Развитие промышленности и повышение её конкурентоспособности" предлагается увеличить на 23 744,8 млн. рублей.
Изменение расходов по государственной программе включает:
увеличение бюджетных ассигнований, предусмотренных на:
поддержку производителей колесных и самоходных транспортных средств в сумме 24 938,4 млн. рублей;
предоставление субсидий производителям высокотехнологичной продукции на компенсацию части затрат, связанных с сертификацией продукции на внешних рынках в сумме 3 438,4 млн. рублей;
предоставление субсидий организациям лесопромышленного комплекса в целях формирования сезонных запасов сырья в сумме 328,9 млн. рублей;
предоставление субсидий участникам промышленных кластеров на возмещение части затрат при реализации совместных проектов по производству промышленной продукции в сумме 263,2 млн. рублей;
проведение дополнительных международных выставочных мероприятий в сумме 130,0 млн. рублей;
предоставление субсидий российским организациям - управляющим компаниям индустриальных (промышленных) парков и (или) технопарков в сумме 73,8 млн. рублей;
предоставление субсидий на разработку документов в области стандартизации в сумме 25,0 млн. рублей;
предоставление субсидий автономной некоммерческой организации "Российская система качества" в целях проведения испытаний алюминиевых колесных дисков в сумме 14,0 млн. рублей;
проведение Всероссийской Санкт - Петербургской выставки - ярмарки легкой промышленности в сумме 19,6 млн. рублей
Вместе с тем, уменьшены бюджетные ассигнования на:
предоставление субсидий на транспортировку продукции в связи с оптимизацией логистических маршрутов в сумме 2 358,4 млн. рублей;
предоставление субсидий в целях создания инфраструктуры индустриальных парков или технопарков, в том числе в связи с уточнением срока возмещения расходов на создание инфраструктуры на территории индустриального парка в Республике Татарстан в сумме 1 272,5 млн. рублей;
предоставление субсидий Государственному специализированному Российскому экспортно-импортному банку (акционерное общество) в связи с переходом на индивидуальный подход к определению процентной ставки в сумме 680,0 млн. рублей;
млн. рублей | |||
Наименование показателя |
N 415-ФЗ |
Законопроект (+/-) |
Итого с учетом законопроекта |
1 |
2 |
3 |
|
Всего |
146 432,7 |
+23 744,8 |
170 177,5 |
в том числе: |
|
|
|
Подпрограмма "Развитие транспортного и специального машиностроения" |
98 982,8 |
+24 938,4 |
123 921,2 |
Подпрограмма "Развитие производства средств производства" |
956,6 |
|
956,6 |
Подпрограмма "Развитие легкой и текстильной промышленности, народных художественных промыслов, индустрии детских товаров" |
1 730,5 |
+2,0 |
1 732,5 |
Подпрограмма "Развитие производства традиционных и новых материалов" |
1 901,5 |
|
1 901,5 |
Подпрограмма "Содействие в реализации инвестиционных проектов и поддержка производителей высокотехнологической продукции в гражданских отраслях промышленности" |
22 461,3 |
-331,6 |
22 129,6 |
Подпрограмма "Содействие проведению научных исследований и опытных разработок в гражданских отраслях промышленности" |
4 904,2 |
|
4 904,2 |
Подпрограмма "Развитие промышленной инфраструктуры и инфраструктуры поддержки деятельности в сфере промышленности" |
4 948,3 |
-921,4 |
4 026,9 |
Подпрограмма "Развитие системы технического регулирования, стандартизации и обеспечение единства измерений" |
2 907,6 |
+57,5 |
2 965,1 |
Президентская программа "Уничтожение запасов химического оружия в Российской Федерации" |
7 640,0 |
|
7 640,0 |
Комитет констатирует, что при доработке госпрограммы Правительством Российской Федерации учтена позиция Комитета о необходимости увеличения финансирования госпрограммы "Развитие промышленности и повышение её конкурентоспособности". Вместе с тем, Комитет обращает внимание на продолжающиеся сокращение финансового обеспечения подпрограммы "Содействие в реализации инвестиционных проектов и поддержка производителей высокотехнологической продукции в гражданских отраслях промышленности". При утверждении бюджета на 2017 год она уже подверглась резкому сокращению (более чем на 30%) по сравнению с 2016 годом. В представленном законопроекте подпрограмму предлагается сократить еще на 331,6 млн рублей.
Перераспределение расходов внутри государственной программы "Развитие авиационной промышленности на 2013 - 2025 годы" без изменения общего объема выделяемых ассигнований в 2017 году предусмотрено внесенным законопроектом и включает:
увеличение бюджетных ассигнований на:
субсидирование российских лизинговых компаний на закупку воздушных судов, а также авиакомпаниям и производителям воздушных судов в сумме 922,7 млн. рублей;
выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в области самолетостроения, что обусловлено необходимостью выполнения дополнительных НИОКР по самолетам "Сухой Суперджет 100", в сумме 554,1 млн. рублей;
предоставление субсидий российским компаниям отрасли авиационного приборостроения в сумме 75,2 млн. рублей;
При этом уменьшены следующие бюджетные ассигнования:
взнос в уставный капитал ПАО "Объединенная авиастроительная корпорация" для последующего взноса в уставный капитал специализированной компании - дочернего общества в целях реализации механизма гарантии остаточной стоимости воздушных судов в связи с отсутствием заключенных соглашений по запланированным к коммерческой продаже трем воздушным судам в сумме 1 126,8 млн. рублей;
выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в области авиационных агрегатов и приборов в сумме 350,0 млн. рублей.
млн. рублей | |||
Наименование показателя |
N 415-ФЗ |
Законопроект (+/-) |
Итого с учетом законопроекта |
1 |
2 |
3 |
|
Всего |
58 905,4 |
0,0 |
58 905,4 |
в том числе: |
|
|
|
Подпрограмма "Самолетостроение" |
32 699,9 |
|
32 699,9 |
Подпрограмма "Вертолетостроение" |
1 547,5 |
+350,0 |
1 897,5 |
Подпрограмма "Авиационное двигателестроение" |
11 159,2 |
|
11 159,2 |
Подпрограмма "Авиационные агрегаты и приборы" |
2 671,4 |
-350,0 |
2 321,4 |
Подпрограмма "Авиационная наука и технологии" |
8 246,1 |
|
8 246,1 |
Подпрограмма "Комплексное развитие отрасли" |
2 581,3 |
|
2 581,3 |
Изменение бюджетных ассигнований по государственной программе "Развитие судостроения и техники для освоения шельфовых месторождений на 2013 - 2030 годы" представлено в таблице.
млн. рублей | |||
Наименование показателя |
N 415-ФЗ |
Законопроект (+/-) |
Итого с учетом законопроекта |
1 |
2 |
3 |
|
Всего |
10 292,3 |
-116,0 |
10 176,3 |
в том числе: |
|
|
|
Подпрограмма "Развитие судостроительной науки" |
4 260,8 |
-116,0 |
4 144,8 |
Подпрограмма "Развитие технологического потенциала гражданского судостроения и техники для освоения шельфовых месторождений" |
2 380,6 |
|
2 380,6 |
Подпрограмма "Развитие производственных мощностей гражданского судостроения и материально-технической базы отрасли" |
393,7 |
|
393,7 |
Подпрограмма "Государственная поддержка" |
3 257,2 |
|
3 257,2 |
Законопроектом объем бюджетных ассигнований на реализацию государственной программы предлагается уменьшить на 116,0 млн. рублей в части создания научно-технического задела для развития морской и речной техники гражданского назначения по результатам проведения конкурсных процедур.
Законопроект не предусматривает изменение общего объема бюджетных ассигнований, предусмотренных в 2017 году на реализацию государственной программы "Развитие электронной и радиоэлектронной промышленности на 2013-2025 годы".
Внутреннее перераспределение расходов по государственной программе включает увеличение ассигнований на субсидирование затрат на создание научно-технического задела по разработке базовых технологий производства приоритетных электронных компонентов и радиоэлектронной аппаратуры в целях выполнения утвержденных планов по импортозамещению в сумме 795,2 млн. рублей, с одновременным уменьшением субсидий на производства микроэлектронной продукции, предназначенной для производства платежных карт, в сумме 500,0 млн. рублей, и на возмещение затрат на создание научно-технического задела по разработке базовых технологий производства приоритетных электронных компонентов и радиоэлектронной аппаратуры в сумме 295,2 млн. рублей.
Перераспределение бюджетных ассигнований между подпрограммами представлено в таблице.
млн. рублей | |||
Наименование показателя |
N 415-ФЗ |
Законопроект (+/-) |
Итого с учетом законопроекта |
1 |
2 |
3 |
|
Всего |
10 416,5 |
0,0 |
10 416,5 |
в том числе: |
|
|
|
Подпрограмма "Развитие производства телекоммуникационного оборудования" |
3 871,7 |
+110,4 |
3 982,1 |
Подпрограмма "Развитие производства вычислительной техники" |
3 397,7 |
+447,9 |
3 845,6 |
Подпрограмма "Развитие производства специального технологического оборудования" |
1 369,9 |
-295,2 |
1 074,8 |
Подпрограмма "Развитие производства систем интеллектуального управления" |
1 777,2 |
-263,2 |
1 514,0 |
Как неоднократно отмечалось в заключениях Комитета, уровень финансирования такого приоритетного направления работ, как радиоэлектронная промышленность, явно недостаточен. Продолжается тенденция недофинансирования, начатая в 2016 году, явно недостаточного для отрасли, которая существенно отстаёт от зарубежного уровня и нуждается в опережающем развитии как в целях повышения доли электронных компонентов отечественного производства, используемых при изготовлении радиоэлектронных изделий для внутреннего рынка (импортозамещение), так и в целях создания современных образцов вооружения, военной и специальной техники.
Государственная программа "Развитие фармацевтической и медицинской промышленности" на 2013 - 2020 годы также предусматривает внутреннее перераспределение бюджетных ассигнований,без изменения общего объема.
В законопроекте предлагается увеличить ассигнования на:
реконструкцию и техническое перевооружение цеха опытного завода ФГУП "Государственный научный центр "НИОПИК" с целью создания производства импортозамещающих субстанций жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, а также реконструкцию и техническое перевооружение производства для выпуска новых лекарственных форм социально значимых препаратов на базе ФГУП "Государственный завод медицинских препаратов" в сумме 350,0 млн. рублей;
предоставление субсидии и организационно-методическое сопровождение мероприятия по внедрению в общеобразовательных организациях системы мониторинга здоровья обучающихся на основе отечественной технологической платформы в сумме 300,0 млн. рублей;
предоставление субсидий российским организациям на возмещение части затрат на реализацию проектов по организации производства медицинских изделий в целях обеспечения государственной поддержки начатых инвестиционных проектов по производству медицинских изделий в сумме 153,9 млн. рублей;
реконструкцию, техническое перевооружение и приспособление площадей биологического факультета МГУ им. Ломоносова для размещения Центра превосходства области разработки отечественных лекарственных средств и биотехнологической продукции на основе геномных и постгеномных технологий в сумме 90,0 млн. рублей;
При этом уменьшение бюджетных ассигнований предусмотрено на:
Завершение реализации мероприятий в рамках ФЦП "Развитие фармацевтической и медицинской промышленности Российской Федерации на период до 2020 года и дальнейшую перспективу" в сумме 1 211,2 млн рублей;
предоставление субсидий российским организациям на возмещение части затрат на реализацию проектов по разработке схожих по фармакотерапевтическому действию и улучшенных аналогов инновационных лекарственных препаратов по результатам проведения конкурсных процедур, а также на основании прогноза поступления заявок в 2017 году в сумме 460,0 млн. рублей;
предоставление субсидий российским организациям на компенсацию части затрат, понесенных при реализации проектов по организации производства лекарственных средств и (или) фармацевтических субстанций, на возмещение части затрат на реализацию проектов по организации и проведению клинических исследований лекарственных препаратов по результатам проведения конкурсных процедур, а также на основании прогноза поступления заявок в 2017 году в сумме 300,0 млн. рублей;
предоставление субсидий российским организациям на компенсацию части затрат на реализацию проектов по организации и проведению клинических испытаний имплантируемых медицинских изделий по результатам проведения конкурсных процедур, а также на основании прогноза поступления заявок в 2017 году в сумме 153,9 млн. рублей;
Перераспределение бюджетных ассигнований между подпрограммами представлено в таблице.
млн. рублей | |||
Наименование показателя |
N 415-ФЗ |
Законопроект (+/-) |
Итого с учетом законопроекта |
1 |
2 |
3 |
|
Всего |
11 636,3 |
0,0 |
11 636,3 |
в том числе: |
|
|
|
Подпрограмма "Развитие производства лекарственных средств" |
2 243,7 |
+732,6 |
2 976,4 |
Подпрограмма "Развитие производства медицинских изделий" |
2 246,2 |
+478,6 |
2 724,8 |
Федеральная целевая программа "Развитие фармацевтической и медицинской промышленности Российской Федерации на период до 2020 года и дальнейшую перспективу" |
7 146,3 |
-1 211,2 |
5 935,1 |
Как видно из таблицы, бюджетные ассигнования, выделяемые на реализацию госпрограммы, постепенно перераспределяются в пользу подпрограмм "Развитие производства лекарственных средств" и "Развитие производства медицинских изделий" от ФЦП "Развитие фармацевтической и медицинской промышленности Российской Федерации на период до 2020 года и дальнейшую перспективу" из-за запланированного завершения работ по последней. В целом такой уровень финансирования данной госпрограммы позволяет выполнить показатель объема производства отечественных лекарственных средств по номенклатуре перечня жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов до 90% к 2018 году за счет курса на импортозамещение.
Объем бюджетных ассигнований на реализацию государственной программы "Космическая деятельность России на 2013 - 2020 годы" предлагается увеличить на 8 572,1 млн. рублей.
В том числе на:
реализацию мероприятий в целях соблюдения сроков строительства объектов космодрома "Восточный" в сумме 7 905,4 млн. рублей;
реализацию мероприятий по поддержанию потенциала космодрома Байконур в сумме 2 210,4 млн. рублей;
закупку вертолета в целях проведения мониторинга полей падения отработавших частей ракет-носителей при запусках космических аппаратов с космодрома "Восточный" в сумме 314,9 млн. рублей;
обеспечение деятельности ФКУ "Дирекция космодрома "Восточный" в сумме 74,7 млн. рублей;
взнос в уставный капитал акционерного общества "Конструкторское бюро "Арсенал" имени М.В. Фрунзе" в сумме 46,4 млн. рублей;
Предлагается сократить ассигнования, предусмотренные на:
реализацию подпрограммы "Создание обеспечивающей инфраструктуры космодрома "Восточный" федеральной целевой программы "Развитие российских космодромов на 2006-2015 годы" в сумме 989,7 млн. рублей;
оплату расходных обязательств, осуществляемых в иностранной валюте, в связи с уточнением прогноза валютных курсов в сумме 379,5 млн. рублей;
предоставление субсидии Госкорпорации "Роскосмос" на выполнение возложенных на нее государственных полномочий в сумме 314,9 млн. рублей;
оснащение оборудованием ФГУП "Госкорпорация по ОрВД" в связи с планируемым осуществлением реализации мероприятия за счет собственных средств предприятия в сумме 174,5 млн. рублей;
осуществление бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства в рамках государственного оборонного заказа по Федеральной космической программы России на 2016 - 2025 годы в связи с преобразованием федерального государственного унитарного предприятия "Конструкторское бюро "Арсенал" имени М.В. Фрунзе" в акционерное общество в сумме 46,4 млн. рублей.
Распределение бюджетных ассигнований между подпрограммами представлено в таблице.
Наименование показателя |
N 415-ФЗ |
Законопроект (+/-) |
Итого с учетом законопроекта |
1 |
2 |
3 |
|
Всего |
173 238,9 |
+8 572,1 |
181 811,0 |
Подпрограмма "Приоритетные инновационные проекты ракетно-космической промышленности" |
2 225,0 |
|
2 225,0 |
Подпрограмма "Обеспечение реализации государственной программы Российской Федерации "Космическая деятельность России на 2013 - 2020 годы" |
19 162,7 |
+1 905,6 |
21 068,3 |
Федеральная целевая программа "Поддержание, развитие и использование системы ГЛОНАСС на 2012 - 2020 годы" |
38 327,7 |
-174,5 |
38 153,2 |
Федеральная целевая программа "Развитие российских космодромов на 2006 - 2015 годы" |
|
-989,7 |
-989,7 |
Федеральная целевая программа "Развитие космодромов на период 2017 - 2025 годов в обеспечение космической деятельности Российской Федерации" |
21 063,5 |
+7 830,7 |
28 894,2 |
Федеральная космическая программа России на 2016 - 2025 годы |
92 460,0 |
|
92 460,0 |
Комитет положительно оценивает увеличение объема ассигнований по госпрограмме, так как последние три года наблюдалась устойчивая тенденция к сокращению финансирования госпрограммы, не отвечающая стратегическим задачам развития экономики.
Государственная программа "Развитие оборонно-промышленного комплекса" (N 44 закрытая). Законопроект не предусматривает изменение общего объема бюджетных ассигнований, предусмотренных на реализацию данной государственной программы.
Перераспределение расходов по государственной программе включает:
увеличение бюджетных ассигнований на выплату стипендий 28 стипендиатам - исполнителям государственного оборонного заказа за значительный вклад в создание прорывных технологий и разработку современных образцов вооружения, военной и специальной техники в интересах обеспечения обороны страны и безопасности государства в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 28 декабря 2016 года, которые не были выплачены в 2016 году, в сумме 9,8 млн. рублей;
уменьшение бюджетных ассигнований, предусмотренных на предоставление субсидий организациям оборонно-промышленного комплекса на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях и государственной корпорации "Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)" на осуществление инновационных и инвестиционных проектов по выпуску высокотехнологичной продукции в связи с уменьшением объема и стоимости привлекаемых кредитных ресурсов в сумме 9,8 млн. рублей.
Объем бюджетных ассигнований на реализацию государственной программы "Развитие атомного энергопромышленного комплекса" предлагается уменьшить на 1 433,6 млн. рублей.
Изменение расходов по государственной программе включает:
увеличение бюджетных ассигнований, предусмотренных на:
закупку товаров, работ и услуг в рамках федеральной целевой программы "Обеспечение ядерной и радиационной безопасности на 2016 - 2020 годы и на период до 2030 года" в целях организации дополнительного вывоза отработавшего ядерного топлива исследовательских реакторов АО "ГНЦ НИИАР" (г. Димитровград, Ульяновская обл.) и АО "ГНЦ РФ-ФЭИ" (г. Обнинск, Калужская обл.), а также с площадок Ленинградской и Курской атомных электростанций, заполненных на 75-90%, и выполнения работ по выводу из эксплуатации недействующей установки и участков радиоактивного загрязнения АО "Высокотехнологический научно-исследовательский институт неорганических материалов имени академика А.А. Бочвара" в сумме 1 567,4 млн. рублей;
обеспечение реализации проекта Международного термоядерного экспериментального реактора (ИТЭР) в целях изготовления и поставки оборудования для реактора ИТЭР в соответствии с утвержденным графиком его сооружения в сумме 416,0 млн. рублей;
предоставление субсидий на возмещение затрат на обращение с радиоактивными отходами в сумме 261,4 млн. рублей;
осуществление научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в рамках федеральной целевой программы "Обеспечение ядерной и радиационной безопасности на 2016 - 2020 годы и на период до 2030 года" в сумме 72,2 млн. рублей;
уменьшение бюджетных ассигнований, предусмотренных на:
взнос в уставный капитал АО "Государственный научный центр - Научно-исследовательский институт атомных реакторов" (г. Димитровград-10, Ульяновская область) в рамках ФЦП "Ядерные энерготехнологии нового поколения на период 2010 - 2015 годов и на перспективу до 2020 года" в сумме 3 506,4 млн. рублей;
Распределение бюджетных ассигнований между подпрограммами представлено в таблице.
Наименование показателя |
N 415-ФЗ |
Законопроект (+/-) |
Итого с учетом законопроекта |
1 |
2 |
3 |
|
Всего |
71 404,5 |
-1 433,6 |
69 970,9 |
в том числе: |
|
|
|
Подпрограмма "Расширение мощностей электрогенерации атомных электростанций" |
22 719,0 |
|
22 719,0 |
Подпрограмма "Обеспечение безопасного обращения с радиоактивными отходами" |
2 422,3 |
+261,4 |
2 683,7 |
Подпрограмма "Обеспечение инновационного развития гражданского сектора атомной отрасли и расширение сферы использования ядерных технологий" |
8 036,3 |
+406,0 |
8 442,2 |
Подпрограмма "Обеспечение исполнения Государственной корпорацией по атомной энергии "Росатом" государственных заданий и функций в области государственного управления использованием атомной энергии" |
202,6 |
|
202,6 |
Подпрограмма "Обеспечение производственных, технологических и социально-экономических процессов устойчивого развития ядерного оружейного комплекса Российской Федерации и стратегического присутствия России в Арктической зоне" |
17 401,9 |
|
17 401,9 |
Федеральная целевая программа "Ядерные энерготехнологии нового поколения на период 2010 - 2015 годов и на перспективу до 2020 года" |
7 546,7 |
-3 506,5 |
4 040,2 |
Федеральная целевая программа "Обеспечение ядерной и радиационной безопасности на 2016 - 2020 годы и на период до 2030 года" |
13 075,8 |
+1 405,5 |
14 481,3 |
Расходы по финансированию Государственной программы "Развитие внешнеэкономической деятельности" в 2017 году предлагается увеличить на 577,5 млн. рублей.
млн. рублей | |||
Наименование показателя |
N 415-ФЗ |
Законопроект (+/-) |
Итого с учетом законопроекта |
Всего |
83 009,6 |
+577,5 |
83 587,1 |
в том числе: |
|
|
|
Подпрограмма "Реализация приоритетных направлений внешнеэкономической деятельности в процессе международного экономического сотрудничества" |
888,7 |
+110,7 |
999,4 |
Подпрограмма "Создание национальной системы поддержки развития внешнеэкономической деятельности" |
21 031,3 |
-50,9 |
20 980,4 |
Подпрограмма "Совершенствование таможенной деятельности" |
56 393,7 |
+439,3 |
56 833,0 |
Подпрограмма "Обеспечение развития системы пунктов пропуска через Государственную границу Российской Федерации для осуществления внешнеэкономической деятельности" |
4 695,9 |
+78,4 |
4 774,3 |
Увеличение коснется бюджетных ассигнований, предусмотренных на:
приобретение ФТС России акцизных марок для маркировки алкогольной и табачной продукции в целях обеспечения ими участников внешнеэкономической деятельности в сумме 468,5 млн. рублей;
предоставление пособий и компенсационных выплат должностным лицам таможенных органов в сумме 113,1 млн. рублей, оплату труда работников территориальных органов ФТС России в сумме 20,2 млн. рублей;
капитальный ремонт зданий, обеспечение вычислительной техникой и инженерно-технической защитой торговых представительств Российской Федерации в иностранных государствах в сумме 150,8 млн. рублей;
обеспечение деятельности российских организаций на архипелаге Шпицберген в целях оплаты лизингового платежа за вертолет МИ-8АМТ, финансового обеспечения ремонта инженерных сетей в поселке Баренцбург и оплаты расходов оператора связи в сумме 127,8 млн. рублей;
реализацию мероприятий по обеспечению финансирования выдачи электронных виз иностранным гражданам, въезжающим на территорию Российской Федерации через пункты пропуска через Государственную границу Российской Федерации, расположенные на территории свободного порта Владивосток, в сумме 78,4 млн. рублей.
Как неоднократно отмечалось в заключениях Комитета, наполнение госпрограммы, не соответствует целевым установкам стратегических документов в области внешнеэкономической деятельности и собственно наименованию госпрограммы, поскольку 68% ресурсного обеспечения госпрограммы составляет обеспечение деятельности ФТС России. При этом
значения, которые планируется достигнуть при увеличении бюджетного финансирования, даже сейчас в некоторых случаях в разы превышают фактически достигнутые. К примеру плановое предельное время прохождения таможенных процедур в 3,9 раз выше, чем фактическое.
Расходы на подпрограмму "Создание национальной системы поддержки ВЭД", от которой напрямую зависит эффективность реализации Госпрограммы и улучшение качественных параметров ВЭД, в представленном законопроекте сокращаются на 50,9 млн рублей, причем сокращение проходит по статье "Развитие деятельности торговых представительств". По мнению Комитета, подобная оптимизация структуры расходов госпрограммы нуждается в дополнительном обосновании, которое не представлено в пояснительной записке. Институт торговых представительств - важный инструмент поддержки российских экспортеров и создания условий для торгового сотрудничества, необходимо развивать их деятельность за рубежом и повышать эффективность.
Таким образом, проанализировав изменение финансирования госпрограмм, представленное в законопроекте, Комитет отмечает, что изменения носят преимущественно технический характер и связаны с текущей деятельностью ответственных исполнителей государственных программ, при этом они не позволяют устранить замечания, которые неоднократно высказывались Счетной палатой Российской Федерации и комитетами Государственной Думы о несоответствии показателей госпрограмм задачам достижения поставленных целей и не учитывают необходимость реализации приоритетных направлений стратегического развития Российской Федерации, сформированных президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам.
В целом по законопроекту Комитет отмечает, что основной из главных проблем бюджетной конструкции, является преобладание расходов, связанных с исполнением публичных обязательств, над бюджетными инвестициями, расходами на технологическое обновление и другими затратами, содействующими росту экономики.
При принятии федерального бюджета на 2017-2019 гг. были заданы достаточно жесткие рамки бюджетной политики. При этом структура отраслей российской экономики такова, что бюджетные расходы являются важнейшим финансовым источником развития и поддержания инфраструктуры, территориального развития, промышленного производства, перспективных технологических исследований и других направлений. Предложенный Правительством Российской Федерации вариант корректировки бюджета, несмотря на улучшение прогнозных оценок, не предполагает адекватного роста расходов, в частности бюджетных инвестиций. Следовательно, сохраняются риски отставания российской экономики от мировых лидеров и от заявленной стратегии развития, а также замедления предпринимательской и инвестиционной активности и роста экономики страны.
Как показывает мировая практика, бюджетные инвестиции являются инструментом государственного стимулирования частных инвестиций. В проекте бюджета сделана попытка точечного увеличения финансирования отдельных направлений, которые демонстрируют положительную динамику. В частности, в агропромышленном комплексе, машиностроении, производстве высокотехнологичной продукции, строительстве дорог.
В этой связи, Комитет отмечает необходимость повышения эффективности использования ресурсов на развитие перспективных секторов экономики.
Одним из наиболее востребованных инструментов бюджетной поддержки является субсидирование отраслей экономики. Однако освоение субсидий зачастую сдерживается несвоевременностью принятия нормативно-правовых актов и сложностью требований, предъявляемых к получателям. Эти факты снижают уровень государственной поддержки и оборачиваются низким исполнением бюджетных расходов.
Кроме того, Комитет считает недостаточно эффективным использование для финансирования отраслей с высокой добавленной стоимостью такого инструмента, как Фонд национального благосостояния.
По-прежнему не решен вопрос освобождения от налога часть прибыли предприятий, направляемой на инвестиционные цели, и создания условий для применения ускоренной амортизации.
С учётом рисков исчерпания в 2017 году средств суверенных фондов необходимо особое внимание уделить дополнительным мерам по улучшению администрирования доходов, оценке обоснованности расходов, которые включаются в бюджет, и продолжить работу по повышению эффективности использования бюджетных ресурсов.
С учетом высказанных замечаний, Комитет считает возможным поддержать проект федерального закона N 185935-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О федеральном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов" в первом чтении.
Председатель Комитета |
С.А. Жигарев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.