Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по экологии и охране окружающей среды
на проект федерального закона N 185935-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О федеральном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов"
(об уточнении параметров федерального бюджета на 2017 год)
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по экологии и охране окружающей среду рассмотрел материалы проекта федерального закона N 185935-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О федеральном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов" (об уточнении параметров федерального бюджета на 2017 год), внесенный Правительством Российской Федерации (далее - законопроект), и отмечает следующее.
В соответствии с пояснительной запиской законопроект подготовлен в связи с уточнением ожидаемых итогов социально-экономического развития Российской Федерации в 2017 году и ожидаемого исполнения федерального бюджета в 2017 году, а также с учетом результатов исполнения федерального бюджета за январь-апрель 2017 года.
Предлагаемые изменения параметров бюджета в части вопросов ведения Комитета касаются как расходной, так и доходной части федерального бюджета.
Доходы федерального бюджета
Изменение отдельных платежей в 2017 году в части охраны окружающей среды по отношению к Федеральному закону от 19 декабря 2016 года N 415-ФЗ "О федеральном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов" (далее - Федеральный закон N 415-ФЗ) отражено в таблице 1.
Таблица 1
(млн.руб.) | |||
Наименование платежа |
Федеральный закон N 415-ФЗ |
(+/-) |
Итого с учетом законопроекта |
Плата за негативное воздействие на окружающую среду (НВОС) |
754,510 |
-34,763 |
719,746 |
Утилизационный сбор |
152 270,690 |
28 371,832 |
180 642,523 |
Экологический сбор (с учетом сроков уплаты сбора до 15.04.2017 по итогам 2016 года) |
6 534,1 |
- 5 533,425 |
1 000,676 |
Законопроектом предлагается уточнить сумму платы за НВОС, сократив ее на 34,763 млн.рублей, т.е. на 4,6%. Указанное снижение в первую очередь обусловлено изменением законодательных положений о плате за НВОС. Так с 1 января 2016 года объекты 4 категории не являются плательщиками платы. Кроме этого, указанное снижение обусловлено уточнением суммы платы в связи с фактическим ее поступлением до 1 апреля 2017 года.
Снижение поступлений от уплаты экологического сбора в 2017 году законопроектом предусмотрено на 5 533,425 млн.рублей, т.е. на 85% от изначально прогнозируемой суммы.
Комитет обращает внимание, что при рассмотрении проекта федерального закона N 15455-7 "О федеральном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов" (Федеральный закон N 415-ФЗ) Комитет отмечал, что поступление экологического сбора нельзя относить к устойчивым источникам дохода федерального бюджета. В соответствии с Федеральным законом от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" экологический сбор относится к неналоговым доходам федерального бюджета (часть 1 статьи 24.5), а его уплата в федеральный бюджет не является обязательной в случае исполнения нормативов утилизации отходов от использования товаров (части 7 и 9 статьи 24.2).
Комитет также отмечает, что расхождение в планируемых и фактических суммах уплаченного экологического сбора может быть обусловлено недостатками правового регулирования как на законодательном, так и на подзаконном уровне. В этой связи, целесообразно провести анализ практики правоприменения положений законодательства в части регулирования вопросов ответственности производителей за утилизацию отходов от использования товаров.
Расходы федерального бюджета
По разделу "Охрана окружающей среды" законопроектом предусмотрено увеличение расходов на 18 763 755,0 тыс.рублей. В основном это обусловлено увеличением суммы субсидий российским производителям колесных транспортных средств на компенсацию части затрат, связанных с выпуском и поддержкой гарантийных обязательств по колесным транспортным средствам, соответствующим нормам Евро-4, Евро-5. Источником увеличения суммы субсидий являются средства утилизационного сбора.
Сведения об изменении бюджетных ассигнований по государственным программам Российской Федерации, отнесенных к вопросам ведения Комитета, представлены в таблице 2.
Таблица 2
(млн. руб.) |
N п/п |
Наименование показателя |
Федеральный закон N 415-ФЗ |
Законопроект |
Федеральный закон N 415-ФЗ с учетом законопроекта |
Справочно: Кассовое исполнение на 1 мая 2017 года |
11 |
Государственная программа Российской Федерации "Охрана окружающей среды" на 2012 - 2020 годы |
33 888,2 |
-286,5 |
33 601,7 |
10 740,5 |
22 |
Государственная программа Российской Федерации "Воспроизводство и использование природных ресурсов" |
49 960,0 |
-58,5 |
49 901,5 |
9 983,8 |
33 |
Государственная программа Российской Федерации "Развитие лесного хозяйства" на 2013 - 2020 годы |
27 493,7 |
-564,8 |
26 928,9 |
7 867,4 |
Таким образом, по всем указанным госпрограммам предусмотрено снижение расходов федерального бюджета.
В частности, в Федеральном законе N 415-ФЗ бюджетные ассигнования на реализацию государственной программы "Охрана окружающей среды" на 2012-2020 годы" в 2017 году предусмотрены в сумме 33 888,2 млн. рублей. Законопроектом объем бюджетных ассигнований на реализацию государственной уменьшен на 286,5 млн. рублей и составляет 33 601,7 млн. рублей. Изменение бюджетных ассигнований по государственной программе "Охрана окружающей среды" на 2012-2020 годы представлено в таблице 3.
Таблица 3
(млн. рублей) | |||
Наименование показателя |
Федеральный закон N 415-ФЗ |
(+/-) |
Итого с учетом законопроекта |
Всего, в том числе: |
33 888,2 |
-286,5 |
33 601,7 |
Подпрограмма "Регулирование качества окружающей среды" |
4 724,4 |
-17,6 |
4 706,8 |
Подпрограмма "Биологическое разнообразие России" |
8 165,0 |
-48,2 |
8 116,7 |
Подпрограмма "Гидрометеорология и мониторинг окружающей среды" |
14 349,1 |
-213,4 |
14 135,7 |
Подпрограмма "Организация и обеспечение работ и научных исследований в Арктике и Антарктике" |
1 318,5 |
|
1 318,5 |
Федеральная целевая программа "Охрана озера Байкал и социально-экономическое развитие Байкальской природной территории на 2012 - 2020 годы" |
2 407,8 |
-7,3 |
2 400,5 |
Подпрограмма "Приоритетный проект" Чистая страна" |
2 923,4 |
|
2 923,4 |
Изменение расходов по государственной программе включает уменьшение бюджетных ассигнований, предусмотренных на:
- оплату расходных обязательств, осуществляемых в иностранной валюте, в связи с уточнением прогноза валютных курсов в сумме 237,3 млн. рублей;
- реализацию проекта с привлечением займа Международного банка реконструкции и развития "Модернизация и техническое перевооружение учреждений и организаций Росгидромета-2" с учетом фактической потребности в использовании средств софинансирования в сумме 41,9 млн. рублей;
- строительство научно-исследовательского стационара с визит-центром на м. Покойный на территории Байкало-Ленского заповедника в рамках федеральной целевой программы "Охрана озера Байкал и социально-экономическое развитие Байкальской природной территории на 2012 - 2020 годы" в связи с отсутствием по состоянию на 31 марта 2017 года утвержденной в установленном порядке проектной документации в сумме 7,3 млн. рублей.
Таким образом, сокращение расходов в основном обусловлено изменением курсовой разницы валют за период с ноября 2016 года по апрель 2017 года, а также уточнением плана закупок.
По государственной "Развитие лесного хозяйства" на 2013-2020 годы в 2017 году предусмотрена сумма 27 493,7 млн. рублей. Законопроектом объем бюджетных ассигнований на ее реализацию уменьшен на 564,8 млн. рублей и составляет 26 928,9 млн. рублей. Изменение расходов по государственной программе включает;
1) увеличение бюджетных ассигнований, предусмотренных на:
предоставление субсидии ФБУ "Российский музей леса" на финансовое обеспечение государственного задания на выполнение государственных работ и услуг в связи с необходимостью уплаты налога на имущество и земельного налога в результате оформления документов на здание и земельный участок в 2016 году, а также замены электропроводки и электрических счетчиков по рекомендациям пожарного надзора в сумме 2,2 млн. рублей;
финансовое обеспечение деятельности ФГКУ "Рослесресурс" для уплаты транспортного налога в связи с увеличением налогооблагаемой базы (приобретение в 2016 году 3-х автомобилей) в сумме 0,1 млн. рублей;
уменьшение бюджетных ассигнований, предусмотренных на:
реализацию соглашения по проекту Международного банка реконструкции и развития "Реформирование лесоуправления и меры по борьбе с лесными пожарами в России" с учетом фактической потребности в использовании средств софинансирования в сумме 547,8 млн. рублей;
По информации, имеющейся в Комитете, указанное снижение обусловлено необходимостью возврата средств в Резервный фонд в связи с привлечением в 2016 году дополнительных средств на борьбу с очагами заражения лесных насаждений сибирским шелкопрядом.
оплату расходных обязательств, осуществляемых в иностранной валюте, в связи с уточнением прогноза валютных курсов в сумме 12,9 млн. рублей;
финансовое обеспечение деятельности ФГКУ "Рослесресурс" в части осуществления публичных мероприятий Рослесхоза на проведение общесистемных совещаний, конференций, семинаров в результате приоритизации мероприятий программы в сумме 6,4 млн. рублей.
По государственной программе "Воспроизводство и использование природных ресурсов" в 2017 году расходы предусмотрены в сумме 49 960,0 млн. рублей. Законопроектом объем бюджетных ассигнований на ее реализацию уменьшен на 58,5 млн. рублей и составляет 49 901,5 млн. рублей. Изменение расходов обусловлено уменьшением бюджетных ассигнований, предусмотренных на реализацию мероприятий ФЦП "Развитие водохозяйственного комплекса Российской Федерации в 2012-2020 годах", в сумме 58,5 млн. рублей в связи с отсутствием на 31 марта 2017 года утвержденной в установленном порядке проектной документации на инвестиционные проекты (стабилизация русловых процессов р. Амур в Еврейской автономной области (58,5 - 65,5, 47,5 - 49,5 км судового хода) и строительство административно-производственного здания ФГУ "Донводинформцентр" в г. Ростове-на-Дону).
Кроме этого, Комитет обращает внимание на некоторые изменения федерального бюджета по другим госпрограммам, реализация которых касается вопросов ведения Комитета.
По государственной программе "Развитие атомного энергопромышленного комплекса":
1) увеличение расходов по подпрограмме "Обеспечение безопасного обращения с радиоактивными отходами" на предоставление субсидий на возмещение затрат на обращение с радиоактивными отходами в целях выполнения государственных обязательств по сбору вновь образующихся отработавших источников ионизирующего излучения в бюджетных организациях: федеральных медицинских центрах и больницах, объектах военного назначения, научно-исследовательских центрах, государственных высших учебных учреждениях в сумме 261,4 млн.рублей;
2) уменьшение бюджетных ассигнований, предусмотренных на осуществление бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства в рамках государственного оборонного заказа в рамках федеральной целевой программы "Обеспечение ядерной и радиационной безопасности на 2016 - 2020 годы и на период до 2030 года" в связи с переносом на более поздний срок (2020 - 2021 годы) выполнения работ по строительству пункта глубинного захоронения радиоактивных отходов (Красноярский край, Нижне-Канский массив) в связи с неготовностью правоустанавливающих документов на земельный участок под строительство объекта в сумме 234,1 млн. рублей.
По государственной программе "Развитие рыбохозяйственного комплекса":
Увеличение бюджетных ассигнований, предусмотренных на закупку горюче-смазочных материалов в рамках проводимой работы по обеспечению повышения эффективности борьбы с браконьерством в сфере рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов и среды их обитания в сумме 12,3 млн. рублей.
С учетом изложенного Комитет обращает особое внимание на необходимость более жесткого планирования доходов и расходов федерального бюджета и недопущение направления средств на реализацию объектов, которые на момент планирования не обеспечены необходимой проектной документации, что в конченом итоге приводит к снижению эффективности бюджетного финансирования.
Комитет Государственной Думы по экологии и охране окружающей среды рекомендует Государственной Думе принять проект федерального закона N 185935-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О федеральном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов" (об уточнении параметров федерального бюджета на 2017 год) в первом чтении.
Председатель Комитета |
О.В. Тимофеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.