Заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания РФ
по проекту федерального закона N 624319-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О меценатской деятельности",
внесенному депутатами Государственной Думы М.П. Максаковой-Игенбергс, С.С. Говорухиным, И.Д. Кобзоном и др.
(первое чтение)
Досье на проект федерального закона
Законопроектом предлагается закрепить особые права иностранных граждан, осуществляющих меценатскую деятельность в Российской Федерации.
Предложение о введении особого вида визы "многократной гуманитарной или многократной рабочей визы на срок до трех лет..." для "иностранных граждан, въезжающих в Российскую Федерацию в целях осуществления меценатской деятельности" (проектируемая часть одиннадцатая статьи 25.6 Федерального закона от 15 августа 1996 года N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" (далее - Федеральный закон N 114-ФЗ) не согласуется с действующими частями первой и восьмой данной статьи.
Кроме того, действующая статья 25.2 Федерального закона N 114-ФЗ уже закрепляет, что виза может быть однократной, двукратной и многократной. Данное правило распространяется на обыкновенную гуманитарную визу и на обыкновенную рабочую визу в целом. Особенности обыкновенной рабочей визы и обыкновенной гуманитарной визы, а также особые положения для отдельных категорий иностранных граждан устанавливаются, соответственно, в частях седьмой и восьмой статьи 25.6 Федерального закона N 114-ФЗ. Поскольку обыкновенная гуманитарная виза выдается в целях "осуществления научных, или культурных, или общественно-политических... или религиозных связей и контактов... либо благотворительной деятельности...", иностранным гражданам, въезжающим в Российскую Федерацию в целях осуществления меценатской деятельности, может выдаваться обыкновенная гуманитарная виза.
Предложение о предоставлении рабочей визы (статья 1 законопроекта) и о внесении дополнения в пункт 4 статьи 18.1, закрепляющей "особенности регулирования рынка труда иностранных работников", Федерального закона от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 115-ФЗ) (статья 2 законопроекта) неправомерны в связи с отсутствием трудовых отношений между меценатом и получателем меценатской подержи.
Меценатская деятельность - "деятельность по безвозмездной передаче имущества, в том числе денежных средств, или прав владения, пользования, распоряжения имуществом и (или) безвозмездные выполнение работ и оказание услуг в сфере культуры и образования в области культуры и искусства..." (статья 4 Федерального закона "О меценатской деятельности" от 4 ноября 2014 года N 327-ФЗ). Статьи 15 и 56 Трудового Кодекса Российской Федерации закрепляют возмездный характер трудовых отношений (работник выполняет трудовую функцию за плату, работодатель обязан своевременно и в полном размере выплачивать работнику заработную плату). Глава 39 Гражданского кодекса Российской Федерации регулирует возмездное оказание услуг и закрепляет обязанность заказчика оплатить эти услуги.
Согласно действующей части седьмой статьи 25.6 Федерального закона N 114-ФЗ обычная рабочая виза выдается иностранному гражданину, въезжающему в Российскую Федерацию в целях осуществления трудовой деятельности, на срок действия трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг), но не более чем на один год.
Таким образом, меценатская деятельность не подразумевает наличие трудовых отношений. Следовательно, выделение лиц, осуществляющих меценатскую деятельность, в отдельную категорию иностранных граждан и иностранных работников для целей Федерального закона N 114-ФЗ и статьи 18.1 Федерального закона N 115-ФЗ не представляется юридически корректным.
Предложение о приеме в гражданство Российской Федерации иностранных граждан, осуществляющих меценатскую деятельность на территории Российской Федерации, в упрощенном порядке без соблюдения условий, предусмотренных пунктами "а", "в" и "д" части первой статьи 13 Федерального закона от 31 мая 2002 года N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации" (проектируемый пункт 8 статьи 14 данного Федерального закона) не представляется обоснованным, поскольку итоги осуществления меценатской деятельности могут быть различными по значимости. При этом данное предложение следует сопоставить с пунктом 2 статьи 14, предоставляющим более жесткие требования приема в гражданство Российской Федерации для отдельных квалифицированных специалистов, инвесторов (определенная доля вклада или сумма налогов, страховые платежи), а также индивидуальных предпринимателей (трехгодичный срок, определенная ежегодная выручка).
В связи с этим также не представляется обоснованным предложение о приравнивании иностранных граждан, осуществляющих меценатскую деятельность, к высококвалифицированным специалистам и членам их семей (предлагаемое дополнение части 4.1 статьи 20 Федерального закона от 18 июля 2006 года N 109-ФЗ "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации").
Заместитель начальника управления |
Г.А. Мартьянов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.