Заключение Комитета Совета Федерации Федерального Собрания РФ по экономической политике от 24 июня 2017 г. N 3.6-03/1846
на проект федерального закона N 66697-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" и отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Комитет Совета Федерации по экономической политике рассмотрел Федеральный закон "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон), принятый Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации 21 июля 2017 года (проект N 66697-7), и отмечает следующее.
Федеральный закон вносит изменения в Федеральный закон от 22 ноября 1995 года N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции", в Федеральный закон от 3 июля 2016 года N 261-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" и отдельные законодательные акты Российской Федерации", в Закон Российской Федерации от 27 декабря 1991 года N 2124-1 "О средствах массовой информации", в Федеральный закон от 27 июля 2006 года N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", в Федеральный закон от 12 апреля 2010 года N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств", а также в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, направленные на совершенствование государственного регулирования производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Нормы Федерального закона, претерпели существенные изменения на этапе подготовки законопроекта к рассмотрению Государственной Думой во втором чтении.
Значительная часть норм Федерального закона реализует меры, предусмотренные Планом мероприятий ("дорожной картой") по стабилизации ситуации и развитию конкуренции на алкогольном рынке, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2015 года N 2413-р.
Нормы Федерального закона обеспечивают возможность внесудебной блокировки сайтов, распространяющих информацию о розничной продаже алкогольной продукции дистанционным способом в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и определяют административную ответственность за указанное деяние (п. 19 "дорожной карты").
Федеральный закон вводит запрет на перемещение по территории Российской Федерации физическими лицами немаркированной в соответствии с законодательством Российской Федерации алкогольной продукции в объеме более 10 литров на одного человека, а также предусматривает административную ответственность за нарушение указанного запрета (п. 2 "дорожной карты").
Ряд норм Федерального закона направлен на усиление контроля за оборотом этилового спирта для производства спиртосодержащих лекарственных средств и медицинских изделий, а также недопущение использования спиртосодержащих лекарственных средств и медицинских изделий не по назначению (п. 14 "дорожной карты").
В частности, Федеральный закон распространяет действие единой государственной автоматизированной информационной системы учёта объёма производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (далее - ЕГАИС) на производство лекарственных средств и препаратов. Так, в отношении производителей спиртосодержащих лекарственных препаратов и спиртосодержащих медицинских изделий устанавливается обязанность по передаче в систему ЕГАИС следующей информации:
- об объеме закупленного спирта для производства спиртосодержащих лекарственных препаратов и спиртосодержащих медицинских изделий;
- об объеме использованного спирта, а также об объеме производства и (или) оборота (за исключением розничной продажи) спиртосодержащих лекарственных препаратов и спиртосодержащих медицинских изделий.
Одновременно устанавливается обязанность по осуществлению учета и декларирования объемов производства и оборота (кроме розничной продажи) спиртосодержащих лекарственных препаратов и спиртосодержащих медицинских изделий при объеме, превышающем 200 декалитров в год.
Федеральный закон вводит административную ответственность за использование фармацевтической субстанции спирта этилового (этанола) для производства алкогольной и (или) спиртосодержащей продукции.
Значительная часть мер Федерального закона направлена на ужесточение правил производства и оборота пищевой спиртосодержащей продукции, парфюмерно-косметической продукции, товаров бытовой химии и средств личной гигиены с объёмным содержанием этилового спирта свыше 25 процентов.
В частности, устанавливается запрет розничной продажи спиртосодержащей пищевой и непищевой продукции с использованием торговых автоматов. Правительство Российской Федерации наделяется полномочием устанавливать ограничения условий и мест розничной продажи спиртосодержащей непищевой продукции, в том числе полный запрет на розничную продажу спиртосодержащей непищевой продукции, отдельных видов такой продукции. Перевозка этилового спирта железнодорожным транспортом будет осуществляться при условии оснащения таких транспортных средств специальными техническими средствами регистрации в автоматическом режиме движения.
Федеральный закон запрещает производство и (или) оборот алкогольной продукции с содержанием этилового спирта менее 15 процентов объёма готовой продукции, содержащей тонизирующие вещества, перечень которых утверждается Министерством здравоохранения Российской Федерации. Указанный запрет не распространяется на экспорт такой продукции.
Нормами Федерального закона уточняются процедурные вопросы государственной регистрации основного технологического оборудования для производства этилового спирта и вводится требование, что регистрации подлежит оборудование с производственной мощностью более 200 декалитров.
Федеральный закон конкретизирует вопросы осуществления федерального и регионального государственного контроля (надзора) в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Также Федеральный закон развивает нормы, регулирующие требования к розничной продаже алкогольной продукции и розничной продаже алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания.
Отдельные положения Федерального закона регламентируют процедуру розничной продажи алкогольной продукции на бортах воздушных судов, а также при оказании ими услуг общественного питания.
Комитет Совета Федерации по экономической политике отмечает актуальность и высокую социальную значимость мер, вводимых нормами Федерального закона. Реализация Федерального закона будет способствовать снижению производства и оборота фальсифицированной и суррогатной алкогольной и спиртосодержащей продукции.
В результате проведения антикоррупционной экспертизы текста Федерального закона, предусмотренной статьей 27 Регламента Совета Федерации, коррупциогенные факторы не выявлены.
В соответствии со статьей 106 Конституции Российской Федерации Федеральный закон не подлежит обязательному рассмотрению в Совете Федерации.
Комитет Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам, Комитет Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию, Комитет Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству, Комитет Совета Федерации по социальной политике поддерживают Федеральный закон.
Учитывая вышеизложенное, Комитет Совета Федерации по экономической политике рекомендует Совету Федерации Федерального Собрания Российской Федерации одобрить Федеральный закон "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" и отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Председатель Комитета |
Ю.В. Неёлов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.