Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона N 794484-6 "О внесении изменений в статью 127 Уголовного кодекса Российской Федерации" направлен на повышение мер ответственности работников служб принудительной эвакуации транспортных средств. В связи с чем статью 127 "Незаконное лишение свободы" Уголовного кодекса Российской Федерации предлагается дополнить нормами, предусматривающими ответственность лица, принявшего решение о принудительной эвакуации транспортного средства при нахождении в нем человека (в том числе заведомо несовершеннолетнего), а также лица, осуществившего принудительную эвакуацию такого транспортного средства. Как следует из пояснительной записки к законопроекту, предлагаемое введение в УК РФ уголовной ответственности лиц, осуществляющих принудительную эвакуацию, будет являться эффективной превентивной мерой.
Рассмотрев представленный законопроект, Комитет отмечает следующее.
Статья 127 УК РФ устанавливает ответственность за незаконное лишение человека свободы, не связанное с его похищением. Объективная сторона указанного деяния характеризуется реальным ограничением физической свободы потерпевшего. При этом указано, что потерпевшего ограничивают в свободе передвижения вопреки его воле и в том месте, где он находился по собственному желанию. В составе незаконного лишения свободы отсутствует признак перемещения потерпевшего в другое место. Следует особо подчеркнуть, что преступление должно быть совершено с прямым умыслом, т.е. виновный должен осознавать, что незаконно лишает свободы потерпевшего, и желать этого.
Вместе с тем представляется, что при принудительной эвакуации транспортного средства у лица, ее осуществляющего или лица, принявшего такое решение, отсутствует умысел на лишение свободы человека, находящегося в транспортном средстве. Действия должностного лица или лица, осуществившего принудительную эвакуацию транспортного средства, направлены на перемещение транспортного средства на специализированную стоянку.
Необходимо отметить, что задержание транспортного средства, т.е. исключение транспортного средства из процесса перевозки людей и грузов путем перемещения его при помощи другого транспортного средства и помещения в ближайшее специально отведенное охраняемое место (на специализированную стоянку), и хранение на специализированной стоянке до устранения причины задержания, а также до уплаты административного штрафа регламентировано статьей 27.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. В соответствии с частью 10 статьи 27.13 КоАП порядок перемещения транспортных средств на специализированную стоянку устанавливается законами субъектов Российской Федерации.
Кроме того действующим законодательством предусмотрены достаточные меры правовой защиты, поскольку неправомерные действия должностных лиц, связанные с незаконной эвакуацией транспортного средства, исходя из фактических обстоятельств конкретного дела, могут быть квалифицированы по статье 12.35 КоАП РФ "Незаконное ограничение прав на управление транспортным средством и его эксплуатацию" либо по статье 286 УК РФ "Превышение должностных полномочий", в зависимости от наступивших последствий.
Принимая во внимание вышеизложенное, Комитет Государственной Думы по государственному строительству и законодательству рекомендует Государственной Думе отклонить в первом чтении проект федерального закона N 794484-6 "О внесении изменений в статью 127 Уголовного кодекса Российской Федерации".
Председатель Комитета |
П.В. Крашенинников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.