Заключение Комитета Совета Федерации Федерального Собрания РФ по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера от 30 мая 2017 г. N 3.2-05/1597
на проект федерального закона N 114572-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О выборах Президента Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Комитет Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера (далее - Комитет) рассмотрел Федеральный закон "О внесении изменений в Федеральный закон "О выборах Президента Российской Федерации" (проект N 114572-7), принятый Государственной Думой 24 мая 2017 года (далее - Федеральный закон), и отмечает следующее.
Федеральный закон направлен на уточнение процедуры назначения наблюдателей и обеспечение принципа гласности, а также на приведение к единообразию норм Федерального закона от 10 января 2003 года N 19-ФЗ "О выборах Президента Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 19-ФЗ) и Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 67-ФЗ).
В частности, Федеральным законом уточняется порядок формирования участковых избирательных комиссий. Предусматривается, что избирательные комиссии формируются в соответствии с нормами Федерального закона N 67-ФЗ.
Подпунктом "а" пункта 3 статьи 1 Федерального закона предусматривается, что членами избирательных комиссий с правом совещательного голоса не могут быть, в том числе, лица, имеющие неснятую и непогашенную судимость, лица, подвергнутые в судебном порядке административному наказанию за нарушение законодательства о выборах и референдумах, - в течение одного года со дня вступления в законную силу решения (постановления) суда о назначении административного наказания. Аналогичный запрет установлен в подпункте "н" пункта 1 и пункте 21.1 статьи 29 Федерального закона N 67-ФЗ.
Статья 67 Федерального закона N 19-ФЗ дополняется нормой, в соответствии с которой предусматривается использование электронного бюллетеня (подпункт "е" пункта 40 статьи 1 Федерального закона). Форма электронного бюллетеня введена в Федеральный закон N 67-ФЗ в 2005 году (подпункт 63 статьи 2).
Одной из новелл Федерального закона является отмена открепительных удостоверений. Статья 68 Федерального закона N 19-ФЗ признается утратившей силу (пункт 41 статьи 1 Федерального закона). При этом статья 27 Федерального закона N 19-ФЗ дополняется новым пунктом 4.1, в соответствии с которым избиратель, находящийся в день голосования вне места своего жительства, может быть включен в список избирателей по месту нахождения на основании заявления, которое подается лично не ранее чем за 45 дней до дня голосования и не позднее чем в 14 часов по местному времени дня, предшествующего дню голосования. Кроме этого устанавливается, что заявление может быть подано с использованием федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)", через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг, если это предусмотрено порядком, утвержденным Центральной избирательной комиссией Российской Федерации. Данным порядком должны быть предусмотрены способы защиты заявления от подделок, в том числе - использование в целях защиты специального знака (марки), при этом порядок должен содержать требование об учете специальных знаков (марок), в том числе при их передаче избирательными комиссиями.
Во избежание голосования на нескольких избирательных участках вводится механизм проверки о включении данных об избирателе на конкретном избирательном участке.
Федеральный закон предусматривает перенос дня голосования в случае, если воскресенье, на которое должны быть назначены выборы Президента Российской Федерации, совпадает с днем, предшествующим нерабочему праздничному дню, или это воскресенье приходится на неделю, включающую нерабочий праздничный день, либо это воскресенье в установленном порядке объявлено рабочим днем, на следующее воскресенье (пункт 1 статьи 1 Федерального закона). В соответствии с действующей редакцией пункта 7 статьи 5 Федерального закона N 19-ФЗ в подобных ситуациях выборы должны быть назначены на предшествующее воскресенье. С учетом этой нормы выборы Президента Российской Федерации должны быть назначены на 18 марта 2018 года.
Федеральным законом учтена правовая позиция Конституционного Суда Российской Федерации, изложенная в определении от 19 октября 2010 года N 1426-0-0 по жалобе гражданина Болявина Андрея Петровича на нарушение его конституционных прав подпунктом 5 статьи 2 и подпунктом 1.1 статьи 38 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации". Конституционный Суд Российской Федерации определил, что закрепленный в подпункте 5 статьи 2 Федерального закона N 67-ФЗ общий перечень сведений, образующих понятие адреса места жительства, носит ориентирующий характер. Содержащееся в нем законоположение не означает, что избирательные комиссии должны во всех без исключения случаях требовать указания в подписных листах всех перечисленных в данном перечне сведений, в том числе при отсутствии тех или иных сведений в паспорте гражданина Российской Федерации (свидетельстве о регистрации по месту жительства).
На основании вывода Конституционного Суда Российской Федерации Федеральным законом в приложениях 1 и 2 к Федеральному закону N 19-ФЗ устанавливается, что адрес места жительства избирателя может не содержать каких-либо из указанных в подпункте 5 статьи 2 Федерального закона N 67-ФЗ реквизитов (наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, улицы, номера дома и квартиры) в случае, если это не препятствует его однозначному восприятию с учетом фактических особенностей места жительства избирателя.
Кроме этого, Федеральным законом сокращается срок составления списков избирателей с 21 до 11 дней до дня голосования (подпункт "а" пункта 10 статьи 1 Федерального закона). Данная норма позволит составлять более точные списки избирателей, минимизировать количество ошибок или неточностей, устранить факты включения гражданина Российской Федерации в списки избирателей на разных избирательных участках, в том числе в результате миграционных процессов.
Также Федеральным законом вносятся изменения в статью 23 Федерального закона N 19-ФЗ "Гласность в деятельности избирательных комиссий". Так, подпунктом "в" пункта 8 статьи 1 Федерального закона предусматривается, что на заседаниях избирательной комиссии при установлении ею итогов голосования, определении результатов выборов, а также при подсчете голосов избирателей вправе присутствовать представители средств массовой информации, работающие в редакциях этих средств массовой информации на основании заключенного не менее чем за два месяца до дня официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов Президента Российской Федерации трудового или возмездного гражданско-правового договора, аккредитованные в порядке, установленном Центральной избирательной комиссией Российской Федерации или по ее поручению избирательной комиссией субъекта Российской Федерации.
Кроме этого, подпунктом "е" пункта 8 статьи 1 Федерального закона в пункт 8 статьи 23 Федерального закона N 19-ФЗ вносится изменение, в соответствии с которым наблюдателей вправе назначить не только каждый зарегистрированный кандидат, каждая политическая партия, выдвинувшая зарегистрированного кандидата, но и доверенное лицо зарегистрированного кандидата.
Пункт 12 статьи 23 Федерального закона N 19-ФЗ дополняется подпунктом 10, в соответствии с которым наблюдатель вправе производить в помещении для голосования (с того места, которое определено председателем участковой избирательной комиссии) фото- и (или) видеосъемку, предварительно уведомив об этом председателя, заместителя председателя или секретаря участковой избирательной комиссии. Наблюдатель также вправе знакомится со сведениями об избирателях, подавших заявления о включении в список избирателей по месту своего нахождения (подпункт "ж" пункта 8 статьи 1 Федерального закона).
Статья 66 Федерального закона N 19-ФЗ дополняется пунктом 14, в соответствии с которым в помещениях для голосования могут применяться средства видеонаблюдения и трансляции изображения, за исключением помещений для голосования, находящихся на избирательных участках, образованных в больницах и других медицинских организациях, которые имеют стационарные отделения, в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых, других местах временного пребывания, воинских частях, на судах, которые будут находиться в день голосования в плавании, на полярных станциях, а также на избирательных участках, образованных за пределами территории Российской Федерации. В помещениях для голосования, находящихся на избирательных участках, где голосуют военнослужащие, за исключением помещений для голосования, находящихся на избирательных участках, образованных в воинских частях, средства видеонаблюдения и трансляции изображения применяются по согласованию с командиром воинской части. Установку в помещениях для голосования средств видеонаблюдения и трансляции изображения, трансляцию изображения в сети "Интернет", а также хранение соответствующих видеозаписей организует и обеспечивает федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере информационных технологий. Оказание услуг (выполнение работ, поставка товаров), связанных с организацией видеонаблюдения, трансляцией изображения в сети "Интернет" и хранением соответствующих видеозаписей, осуществляется организацией, определенной Правительством Российской Федерации и привлекаемой федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере информационных технологий. Порядок применения в помещениях для голосования средств видеонаблюдения и трансляции изображения, трансляции изображения в сети "Интернет", а также хранения соответствующих видеозаписей устанавливается Центральной избирательной комиссией Российской Федерации по согласованию с указанным федеральным органом исполнительной власти (подпункт "в" пункта 39 статьи 1 Федерального закона).
Федеральный закон не подлежит обязательному рассмотрению в Совете Федерации, поскольку не содержит вопросов, перечисленных в статье 106 Конституции Российской Федерации.
Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Комитет Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера рекомендует Совету Федерации одобрить Федеральный закон "О внесении изменений в Федеральный закон "О выборах Президента Российской Федерации".
Председатель Комитета |
Д.И. Азаров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.