Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству
на проект федерального закона N 43679-7 "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях"
(об установлении административной ответственности за неисполнение обязанностей, установленных законодательством о техническом регулировании)
внесен Правительством Российской Федерации
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству рассмотрел проект федерального закона N 43679-7 "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" (далее - законопроект) и отмечает:
Законопроектом предлагается установить административную ответственности изготовителя (исполнителя, продавца, лица, выполняющего функции иностранного изготовителя) за неисполнение предусмотренных законодательством о техническом регулировании обязанностей, а именно:
1. По информированию органа государственного контроля (надзора) изготовителем (исполнителем, продавцом, лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя) о ставших ему известными фактах несоответствия выпущенной в обращение продукции требованиям технических регламентов. Требование предусмотрено пунктом 1 статьи 37 Федерального закона N 184-ФЗ "О техническом регулировании" (далее - Федеральный закон N 184-ФЗ).
За невыполнение указанного требования законопроектом предлагается установить административный штраф для индивидуальных предпринимателей в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей, для юридических лиц - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей;
2. По проведению проверки достоверности полученной изготовителем (исполнителем, продавцом, лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя) информации о несоответствии выпущенной в обращение продукции требованиям технических регламентов и представлению материалов проведенной проверки в орган государственного контроля (надзора). Требования предусмотрены пунктом 1 статьи 38 Федерального закона N 184-ФЗ.
За невыполнение указанных требований законопроектом предлагается установить административный штраф для индивидуальных предпринимателей в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей, для юридических лиц - от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей;
3. По выполнению разработанной изготовителем (исполнителем, продавцом, лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя) программы мероприятий по предотвращению причинения вреда. Требование предусмотрено пунктом 2 статьи 38 Федерального закона N 184-ФЗ.
За невыполнение указанного требования законопроектом предлагается установить административный штраф для индивидуальных предпринимателей в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей, для юридических лиц - от тридцати тысяч до ста тысяч рублей;
4. По приостановлению производства и реализации продукции, а также ее отзыву в случае, предусмотренном пунктом 3 статьи 38 Федерального закона N 184-ФЗ.
За невыполнение указанных требований законопроектом предлагается установить административный штраф для индивидуальных предпринимателей в размере от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей, для юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.
При повторном совершении административных правонарушений, указанных в данном пункте заключения, законопроектом предлагается установить административный штраф для индивидуальных предпринимателей в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток с конфискацией предметов административного правонарушения, для юридических лиц - от семисот тысяч до одного миллиона рублей с конфискацией предметов административного правонарушения либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток с конфискацией предметов административного правонарушения.
Полномочиями осуществлять производство по указанным делам об административных правонарушениях предлагается наделить должностных лиц федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных осуществлять следующие виды надзора:
- федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор;
- государственный ветеринарный надзор;
- федеральный государственный карантинный фитосанитарный надзор, государственный надзор в области безопасного обращения с пестицидами и агрохимикатами и государственный земельный надзор (в отношении использования и охраны земель сельскохозяйственного назначения);
- федеральный государственный надзор в области промышленной безопасности, федеральный государственный надзор в области безопасности гидротехнических сооружений, государственный горный надзор;
- федеральный государственный надзор в области использования атомной энергии;
- федеральный государственный пожарный надзор;
- федеральный государственный транспортный надзор;
- федеральный государственный надзор в области защиты прав потребителей;
- государственный контроль (надзор) в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции;
- государственный контроль (надзор) за соблюдением обязательных требований к продукции и (или) федеральный государственный метрологический надзор;
- функции по контролю и надзору в сфере здравоохранения.
При этом административные дела, связанные с конфискацией предметов административного правонарушения или административным приостановлением деятельности, будут рассматриваться судьями.
В настоящее время при выявлении нарушений вышеуказанных требований Федерального закона N 184-ФЗ органами государственного контроля (надзора) нарушителям выдаются предписания об устранении нарушений. В случае невыполнения в срок указанных предписаний ответственность наступает по статье 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КОАП).
По законопроекту имеются следующие замечания и предложения:
1. Пунктом 1 законопроекта предлагается внести изменения в примечание к статье 14.43 КОАП, установив, что обязательными требованиями, которые подлежат применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов, являются нормативные правовые акты Евразийской экономической комиссии, принятые в соответствии с Договором о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года вместо действующей редакции "_.принятыми Комиссией Таможенного союза в соответствии с Соглашением Таможенного союза по санитарным мерам от 11 декабря 2009 года_".
Несмотря на то, что Соглашение Таможенного союза по санитарным мерам от 11.12.2009 утратило силу в связи с вступлением в силу Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года, документы, принятые во исполнение данного соглашения, продолжают действовать, в частности, Решение Комиссии Таможенного союза от 28 мая 2010 года N 299, устанавливающее единые санитарно-эпидемиологические и гигиенические требования к товарам.
Полагаем, что предложенная законопроектом редакция примечания к статье 14.43 КОАП на практике может повлечь правовую неопределенность - подлежат ли применению нормативные правовые акты, принятые до вступления в силу Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года и на основании соглашений, уже утративших силу.
2. В соответствии с пунктом 1 статьи 37 Федерального закона N 184-ФЗ продавец, получивший информацию о фактах несоответствия выпущенной в обращение продукции требованиям технических регламентов, в течение десяти дней обязан довести ее до органа государственного контроля (надзора) и изготовителя.
Законопроектом предлагается установить ответственность продавца только за нарушение требования о доведении информации до органа государственного контроля (надзора), что требует дополнительного пояснения.
3. Частью 3 проектируемой статьи 14.46.2 КОАП предлагается установить ответственность изготовителя (исполнителя, продавца, лица, выполняющего функции иностранного изготовителя) за невыполнение разработанной им программы мероприятий по предотвращению причинения вреда.
Пунктом 2 статьи 38 Федерального закона N 184-ФЗ установлено требование к изготовителю (исполнителю, продавцу, лицу, выполняющему функции иностранного изготовителя) о разработке и реализации программы мероприятий по предотвращению причинения вреда.
При этом ответственность за невыполнение требования о разработке программы мероприятий по предотвращению причинения вреда законопроектом установить не предлагается, что требует дополнительных пояснений, так как в этом случае при отсутствии разработанной программы мероприятий ответственность за невыполнение разработанной программы мероприятий наступить не может.
4. Частью 1 проектируемой статьи 14.46.2 КОАП предлагается установить ответственность изготовителя (исполнителя, продавца, лица, выполняющего функции иностранного изготовителя), которому стало известно о несоответствии произведенной продукции обязательным требованиям, за неисполнение обязанности о передаче данной информации в десятидневный срок в орган государственного контроля (надзора).
Предложенная законопроектом формулировка дословно соответствует действующей редакции пункта 1 статьи 37 Федерального закона N 184-ФЗ однако, полагаем, что для целей определения состава административного правонарушения формулировка "которому стало известно о несоответствии" требует конкретизации, так как она допускает неоднозначное толкование как по существу информации, подлежащей передаче в орган государственного контроля (надзора), так и по определению юридически значимого момента ее получения. На практике применение формулировки, предложенной законопроектом, может привести к злоупотреблениям со стороны сотрудников органов государственного контроля (надзора).
Комитет считает, что данные замечания не носят концептуального характера и могут быть устранены при доработке законопроекта ко второму чтению. Учитывая изложенное, Комитет рекомендует Государственной Думе принять проект федерального закона N 43679-7 "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" в первом чтении.
Председатель Комитета |
С.А. Жигарев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.