Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по труду, социальной политике и делам ветеранов
по проекту федерального закона N 743053-6 "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации" (в части приравнивания статуса руководителей филиалов, представительств к статусу руководителей организаций), внесенному депутатом Государственной Думы С.М. Катасоновым
Досье на проект федерального закона
Проектом федерального закона предлагается внести в ряд статей Трудового кодекса Российской Федерации (статьи 11, 33, 43, 59, 75, 81, 181, 195, 216, 225, 273, 274, 275, 276 - 280) изменения, в соответствии с которыми особенности регулирования трудовых отношений, установленные для руководителей организаций, распространяются на руководителей филиалов, представительств организаций.
В обоснование предлагаемых изменений в пояснительной записке приводятся соображения о том, что "на практике к компетенции руководителя филиала (представительства) относят те же должностные обязанности, которыми обладает руководитель компании", а также о том, что "в судебной практике основным различием между руководителями организаций и руководителями филиалов (представительств) признается наличие доверенности у последних и необходимость осуществлять руководство филиалом (представительством) в строгом соответствии с ней".
В то же время, из пояснительной записки можно сделать вывод о том, что главной причиной разработки законопроекта является невозможность по действующему законодательству уволить руководителя филиала, представительства также, как руководителя организации - по пункту 2 статьи 278 Трудового Кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ), т.е. в связи с принятием уполномоченным органом юридического лица, либо собственником имущества организации, либо уполномоченным собственником лицом (органом) решения о прекращении трудового договора. Утверждается, что "российское трудовое право существенно в данном случае ущемляет права работодателя и собственника, которые не могут полноценно реализовать свое право решать, кто и каким образом будет руководить обособленным подразделением и распоряжаться имуществом".
Увольнение по данному основанию автор законопроекта называет наиболее "безопасным" для работодателя в связи с тем, по-видимому, что при оспаривании таких увольнений суды, как правило, не требуют никаких доказательств обоснованности принимаемых решений.
Более того, утверждается, что вариант прекращения трудовых отношений по статье 278 ТК РФ выглядит намного более привлекательно не только для работодателя, но и для самого работника, поскольку "при отсутствии виновных действий главы филиала, представительства его увольнение в связи с принятием решения уполномоченным органом юридического лица предполагает выплату выходного пособия в размере трехкратного среднего месячного заработка, что также лучше, чем понуждение руководителя написать заявление "по собственному желанию" без выплаты такой компенсации".
Все эти утверждения направлены, видимо, на то, чтобы создать впечатление, что законопроект направлен на защиту трудовых прав руководителей филиалов, представительств, в том числе на установление дополнительных гарантий в случае их увольнения. Именно поддавшись такому впечатлению концепцию законопроекта поддержал Комитет Совета Федерации по социальной политике.
Однако данное впечатление не соответствует действительности, поскольку предлагаемые законопроектом изменения в большей степени умаляют права руководителей филиалов, представительств, чем защищают их.
Так, изменения, вносимые в статьи 59 и 275 ТК РФ позволят заключать с руководителями филиалов, представительств срочные трудовые договоры вместо договоров на неопределенный срок.
Изменения, вносимые в статью 75 и п. 4 части 1 статьи 81 ТК РФ, устанавливают дополнительное основание для увольнения руководителей филиалов, представительств - решение нового собственника в случае смены собственника имущества организации.
Включение руководителей филиалов, представительств в текст п. 13 ч. 1 статьи 81 ТК РФ позволит устанавливать дополнительные основания для увольнения этих категорий работников трудовыми договорами.
Изменения, вносимые в статью 276 ТК РФ, ограничивают право руководителей филиалов, представительств работать по совместительству у другого работодателя. А после внесения предлагаемых автором законопроекта изменений в статью 277 ТК РФ руководители филиалов, представительств будут наряду с руководителями организаций нести полную материальную ответственность за прямой действительный ущерб, причиненный организации. В случаях, предусмотренных федеральными законами, они будут обязаны возмещать организации убытки, причиненные их виновными действиями. При этом расчет убытков будет осуществляться в соответствии с нормами, предусмотренными гражданским законодательством. В настоящее время материальная ответственность руководителя филиала, представительства, как и остальных работников, ограничена, в общем случае, размером его среднего месячного заработка (статья 241 ТК РФ).
Наконец, поправками в статью 280 ТК РФ ограничивается право руководителей филиалов, представительств на увольнение по собственному желанию. Они должны будут предупреждать об этом работодателя не за две недели, а не позднее чем за один месяц.
В качестве "приобретений" для руководителей филиалов, представительств выступают лишь компенсации в размере трехмесячного среднего заработка при увольнении в связи с принятием уполномоченным органом юридического лица, либо собственником имущества организации, либо уполномоченным собственником лицом (органом) решения о прекращении трудового договора (п. 2 части 1 статьи 278 и статья 279 ТК РФ) и в связи со сменой собственника имущества организации (статьи 75 и 181 ТК РФ).
При этом при увольнении, например, в связи с ликвидацией филиала, представительства расторжение трудовых договоров производится по правилам, предусмотренным для случаев ликвидации организации. Это означает предупреждение об увольнении не менее чем за два месяца, выплату выходного пособия в размере среднего месячного заработка, получение аналогичных по размеру выплат за второй и третий месяцы в случае проблем с трудоустройством. А в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях сроки получения пособий могут достигать шести месяцев. Кроме того, установлена обязанность работодателя предлагать сокращаемым работникам все вакансии и другие меры защиты прав работников при увольнении.
Не выглядит достаточно обоснованным и тезис о том, что руководители филиалов и представительств имеют тот же объем прав и обязанностей, что и руководители организаций, с точки зрения гражданско-правовых отношений. Напротив, представительства и филиалы не являются самостоятельными субъектами права, поскольку являются составными частями создавших их юридических лиц. Они не могут участвовать в гражданском обороте самостоятельно, то есть в качестве субъекта права, поскольку достаточной самостоятельностью не обладают.
Предложенные законопроектом изменения в ряд статей ТК РФ являются избыточными.
Так, дополняемый текст части 6 статьи 11 ТК РФ представляет собой всего лишь открытый (не исчерпывающий) перечень категорий работников, для которых в соответствии с ТК РФ устанавливаются особенности регулирования труда.
В соответствии с дополнением части 1 статьи 33 ТК РФ руководителям филиалов, представительств дается право представлять интересы работодателя при проведении коллективных переговоров, заключении или изменении коллективного договора, а также при рассмотрении и разрешении коллективных трудовых споров работников с работодателем. В то же время, частью 5 статьи 40 ТК РФ уже установлено, что для проведения коллективных переговоров по подготовке, заключению или изменению коллективного договора в филиале, представительстве работодатель наделяет необходимыми полномочиями руководителя этого подразделения или иное лицо.
При внесении предлагаемых изменений в часть 4 статьи 43 ТК РФ там появится норма о сохранении действия коллективного договора в случае расторжения трудового договора с руководителем филиала, представительства. Однако увольнение указанных лиц в принципе не может являться основанием для прекращения действия коллективного договора, поскольку его стороной является работодатель, т.е. организация в целом (часть 1 статьи 40 ТК РФ).
Статью 195 ТК РФ нет смысла дополнять упоминанием о руководителях филиалов, представительств, поскольку указанной статьей уже установлена обязанность работодателя рассматривать заявления представительного органа работников о нарушении трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, условий коллективного договора, соглашения руководителями всех структурных подразделений организации, в том числе и руководителями филиалов, представительств.
Результат рассмотрения законопроекта органами государственной власти субъектов Российской Федерации может быть представлен следующим образом: от органов государственной власти 7 субъектов Российской Федерации получены положительные отзывы, от органов государственной власти 2 субъектов Российской Федерации получены отрицательные отзывы. Мнения органов государственной власти остальных субъектов Российской Федерации следует считать не выраженным.
Правовое управление Аппарата Государственной Думы имеет к законопроекту ряд юридико-технических замечаний.
Правительство Российской Федерации проект федерального закона не поддерживает.
Комитет Совета Федерации по социальной политике концепцию законопроекта поддерживает, полагая, что он направлен на защиту трудовых прав руководителей филиалов, представительств, в том числе на установление дополнительных гарантий в случае их увольнения.
Сторона Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, представляющая общероссийские объединения профсоюзов, проект федерального закона не поддерживает.
Сторона Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, представляющая общероссийские объединения работодателей, поддерживает предложенные изменения в пункты 4 и 13 статьи 81 ТК РФ. Принятие остальных изменений, предусмотренных законопроектом, не поддерживает, указывая на то, что руководители филиалов, представительств по своему статусу ближе не к руководителям организаций, а к руководителям ее структурных подразделений - управлений, департаментов, отделов и т.д.
С учетом изложенного, Комитет по труду, социальной политике и делам ветеранов не поддерживает проект федерального закона N 743053-6 "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации" (в части приравнивания статуса руководителей филиалов, представительств к статусу руководителей организаций) и рекомендует Государственной Думе его отклонить.
Председатель Комитета |
Я.Е. Нилов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.