Досье на проект федерального закона
Рассмотрев проект федерального закона N 520625-6 "О внесении изменений в статью 12 Федерального закона "О государственном регулировании в области генно-инженерной деятельности" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в части усиления ответственности в области генно-инженерной деятельности), внесенный депутатами Государственной Думы В.Е. Деньгиным, М.В. Дегтяревым, А.С. Кропачевым, Я.Е. Ниловым, В.В. Семёновым, И.К. Сухаревым, К.И. Черкасовым, (далее законопроект), Комитет Государственной Думы по охране здоровья отмечает:
Законопроект разработан в целях усиления контроля за генно-инженерной деятельностью и безопасностью пищевых продуктов, содержащих генно-инженерно-модифицированные организмы.
Ключевым аспектом законопроекта является предложение по внесению изменений в статью 12 Федеральный закон от 05.07.1996 N 86-ФЗ "О государственном регулировании в области генно-инженерной деятельности", устанавливающих ответственность юридических и физических лиц, осуществляющих генно-инженерную деятельность, за причинение вреда работникам организации, осуществляющей генно-инженерную деятельность, населению, окружающей среде. Отдельно предлагается возложить дисциплинарную, материальную, гражданско-правовую, административную и уголовную ответственность на должностных лиц органов государственной власти, органов местного самоуправления, виновных в неисполнении либо ненадлежащем исполнении возложенных на них законодательством обязанностей в области генно-инженерной деятельности.
Обращаем внимание, что установление ответственности юридических и физических лиц, осуществляющих генно-инженерную деятельность, за причинение вреда работникам организации, осуществляющей генно-инженерную деятельность, населению, окружающей среде, не является предметом регулирования федерального закона "О государственном регулировании в области генно-инженерной деятельности".
В отношении предложения авторов законопроекта по установлению конкретных видов дисциплинарной ответственности в Федеральном законе "О государственном регулировании в области генно-инженерной деятельности" необходимо иметь в виду, что статьей 192 Трудового Кодекса РФ установлены виды дисциплинарных взысканий, статьей 196 - порядок их применения, а статьей 194 - порядок снятия дисциплинарного взыскания
Авторами законопроекта также предлагается внести изменения в Федеральный закон от 02.01.2000 N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов": в пункте 1 статьи 15 предлагается установить необходимость соответствия пищевых продуктов требованиям нормативных документов к допустимому содержанию генно-инженерно-модифицированных организмов.
Требования к качеству и безопасности пищевой продукции в Российской Федерации установлены наднациональными нормативными правовыми актами - техническими регламентами Таможенного союза. Решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 N 880 утвержден Технический регламент Таможенного союза ТР ТС 021/2011 "О безопасности пищевой продукции", вступивший в силу с 01.07.2013. Статьей 7 этого технического регламента установлено, что при производстве (изготовлении) пищевой продукции из продовольственного (пищевого) сырья, полученного из ГМО растительного, животного и микробного происхождения, должны использоваться линии ГМО, прошедшие государственную регистрацию. В случае если изготовитель при производстве пищевой продукции не использовал ГМО, содержание в пищевой продукции 0,9 процентов и менее ГМО является случайной или технически неустранимой примесью, и такая пищевая продукция не относится к пищевой продукции, содержащей ГМО. Статьей 8 не допускается использование продовольственного сырья, содержащего ГМО при производстве пищевой продукции для детского питания, пищевой продукции для беременных и кормящих женщин.
Необходимостью усиления контроля за оборотом ГМО, по мнению авторов, обусловлено их предложение о внесении дополнений и в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, устанавливающих ответственности за сокрытие, умышленное искажение или несвоевременное сообщение полной и достоверной информации о безопасности генно-инженерной деятельности и уровне риска и о принимаемых мерах по обеспечению безопасности генно-инженерной деятельности, в виде наложения административного штрафа (на граждан - от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц - от одной тысячи до двух тысяч рублей; на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей).
В этой части Комитет обращает внимание, что на национальном уровне системы оценки качества и безопасности ГМО созданы в 62 странах. Разработка системы оценки безопасности ГМО, действующей в Российской Федерации, начата в 1995-1996 г.г. и является одной из самых строгих в мире. С момента формирования российская система оценки безопасности ГМО включала обязательное проведение хронического токсикологического эксперимента длительностью не менее 180 дней. Оценка безопасности новых линий ГМО в рамках процедуры их государственной регистрации в России включает проведение исследований репродуктивной токсичности в экспериментах на поколениях животных.
В соответствии с действующей в России системой оценки безопасности ГМО растительного происхождения за период с 1999 по 2013 гг. 21 линия ГМО прошла полный цикл медико-биологических исследований и разрешена для использования в продуктах питания населения Российской Федерации.
Решение о государственной регистрации того или иного ГМО в Российской Федерации принимается по совокупности результатов комплексной медико-биологической оценки безопасности: результатов оценки безопасности, послуживших основанием для регистрации в других странах, результатов пострегистрационного мониторинга в странах, уже использующих данный ГМО в питании населения, возможности организации эффективного контроля за обращением ГМО в России.
В рамках надзорных мероприятий только в 2003-2012 г.г. учреждениями системы Роспотребнадзора проведено более 250 000 исследований пищевых продуктов с целью выявления ГМО. Согласно результатам мониторинга за обращением ГМО на продовольственном рынке Российской Федерации распространенность таких продуктов за последние годы значительно снизилась: в 2003-2004 гг. доля продукции из ГМО составляла 11-12% от всей продукции, имеющей генно-модифицированные аналоги, в 2010 году - 0,16%, в 2011 - 0,10%, в 2012 - 0,08%.
Учитывая изложенное, Комитет Государственной Думы по охране здоровья не поддерживает проект федерального закона N 520625-6 "О внесении изменений в статью 12 Федерального закона "О государственном регулировании в области генно-инженерной деятельности" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" и рекомендует его отклонить.
Председатель Комитета |
С.В. Калашников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.