Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по вопросам семьи, женщин и детей
по проекту федерального закона N 648289-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части установления размера и срока выплаты ежемесячного пособия по уходу за ребенком",
внесенному депутатами Государственной Думы О.Н. Смолиным, И.И. Мельниковым, В.А. Ганзя, Т.В. Плетневой, А.В. Корниенко, Е.Г. Драпеко, а также О.Г. Дмитриевой, О.А. Куликовым, Н.В. Разворотневым, Н.И. Васильевым, А.А. Андреевым в период исполнения ими полномочий депутатов Государственной Думы
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по вопросам семьи, женщин и детей рассмотрел проект федерального закона N 648289-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части установления размера и срока выплаты ежемесячного пособия по уходу за ребенком", внесенный депутатами Государственной Думы О.Н. Смолиным, И.И. Мельниковым, В.А. Ганзя, Т.В. Плетневой, А.В. Корниенко, Е.Г. Драпеко, а также О.Г. Дмитриевой, О.А. Куликовым, Н.В. Разворотневым, Н.И. Васильевым, А.А. Андреевым в период исполнения ими полномочий депутатов Государственной Думы.
Законопроектом предлагается:
1. Установить ежемесячное пособие по уходу за ребенком в размере, кратном величине одного прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации по уходу за первым ребенком и двум величинам прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации по уходу за вторым ребенком и последующими детьми, для:
- матерей, уволенных в период беременности в связи с ликвидацией организаций;
- матерей либо отцов, опекунов, фактически осуществляющих уход за ребенком и не подлежащие обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством;
- других родственников, фактически осуществляющих уход за ребенком и не подлежащие обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.
Для справки. Согласно статье 15 Федерального закона "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" размер ежемесячного пособия по уходу за ребенком с учетом индексации в 2017 году для указанной категории получателей составляет 3 065,69 руб. при уходе за первым ребенком и 6 131,37 - при уходе за вторым ребенком и последующими детьми.
2. Установить минимальный размер ежемесячного пособия по уходу за ребенком в размере, кратном одной величине одного прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации по уходу за первым ребенком и двум величинам прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации по уходу за вторым ребенком и последующими детьми, для:
- матерей, проходящих военную службу по контракту, матерей либо отцов, проходящих службу в качестве лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, таможенных органов и находящиеся в отпуске по уходу за ребенком;
- матерей либо отцов, других родственников, опекунов, фактически осуществляющих уход за ребенком, уволенных в период отпуска по уходу за ребенком, матерей, уволенных в период отпуска по беременности и родам в связи с ликвидацией организаций.
При этом максимальный размер пособия для указанных категорий получателей не может превышать за полный календарный месяц четырех размеров прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации.
Для справки. Согласно статье 15 Федерального закона "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" минимальный размер ежемесячного пособия по уходу за ребенком с учетом индексации в 2017 году для указанной категории получателей составляет 3 065,69 руб. при уходе за первым ребенком и 6 131,37 - при уходе за вторым ребенком и последующими детьми. Максимальный размер пособия составляет 12 262,76 руб.
3. Увеличить продолжительность выплаты ежемесячного пособия по уходу за ребенком с полутора до трех лет всем категориям получателей, как подлежащим, так и не подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.
Для справки. Согласно статье 14 Федерального закона "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" ежемесячное пособие по уходу за ребенком выплачивается до достижения ребенком возраста полутора лет
Соответствующие изменения вносятся в три федеральных закона: Федеральный закон от 19 мая 1995 года N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" (статьи 14, 15 и 17.2); Федеральный закон от 16 июля 1999 года N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" (стать 1 и 7); Федеральный закон от 29 декабря 2006 года N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" (статьи 1.3, 10, 11.1, 11.2 и 12).
4. Дополнить статью 4 Федерального закона "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" положением, согласно которому для определения размера ежемесячного пособия по уходу за ребенком величину прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации предлагается устанавливать на основании потребительской корзины и данных федерального органа исполнительной власти по статистике об уровне потребительских цен на продукты питания ежегодно федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год и на плановый период.
Комитет отмечает следующее.
1. Проблема увеличения продолжительности выплаты ежемесячного пособия по уходу за ребенком с полутора до трех лет обсуждается на протяжении ряда лет.
Действительно, семьи, имеющие детей в возрасте от полутора до трех лет, находятся в уязвимом положении. Выплата указанного пособия после полутора лет прекращается, а выйти на работу не позволяет недостаточное число мест в дошкольных образовательных организациях для детей этого возраста. Проблема может быть решена как за счет увеличения продолжительности выплаты ежемесячного пособия по уходу за ребенком до трех лет, так и повышения доступности дошкольного образования.
Органами исполнительной власти принимаются различные меры для решения проблем, связанных с дефицитом мест в дошкольных образовательных организациях для детей в возрасте от полутора до трех лет.
Реконструкция и строительство детских садов, развитие альтернативных (негосударственных) форм дошкольного образования позволяет снизить напряженность с предоставлением услуг дошкольных образовательных учреждений и способствует возвращению женщин к трудовой деятельности.
Кроме того, предоставление частными предпринимателями услуг по присмотру и уходу за детьми дошкольного возраста является одним из возможных направлений развития малого предпринимательства и обеспечения самозанятости безработных граждан.
По результатам оперативного мониторинга, осуществляемого посредством федерального сегмента электронной очереди по состоянию на 1 июня 2016 г., дошкольное образование в различных формах получают 728 338 человек в возрасте до трех лет на 1 января 2015 г. - 963 947 человек, на 1 января 2016 г. - 1 052 858 человек).
В целом по Российской Федерации доступность дошкольного образования для детей в возрасте до трех лет, по состоянию на 1 июня 2016 г. составляет 78, 81 % (на 1 января 2015 г. - 51,86%, на 1 января 2016 г. - 71,75%).
Вместе с тем, в рамках реализации Концепции демографической политики в Российской Федерации на период до 2025 года (далее - Концепция), утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 9 октября 2007 г. N 1351, предусмотрена разработка мероприятий по содействию занятости женщин, имеющих малолетних детей, и повышению их конкурентоспособности на рынке труда, по развитию инфраструктуры дошкольного образования, обеспечению местами в дошкольных образовательных организациях в приоритетном порядке детей работающих женщин.
В соответствии с пунктом 4 плана мероприятий по реализации в 2016-2020 годах Концепции Минобрнауки России до 2018 года поручено обеспечить потребность семей в услугах дошкольного образования на основе развития всех форм дошкольных образовательных организаций (государственных, частных), повышения доступности и качества их услуг, в том числе на основе принятия стандартов оказываемых услуг, стимулирования развития гибких форм предоставления услуг по уходу и воспитанию детей в зависимости от их возраста.
Органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации для обеспечения доступности дошкольного образования разработаны новые или скорректированы действующие региональные "дорожные карты", предусматривающие меры по обеспечению доступности дошкольного образования для детей в возрасте до трех лет на период до 2018 года.
В результате принимаемых мер наметились позитивные тенденции повышения доступности дошкольного образования.
Кроме того, с 2013 года в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 606 "О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации" введена новая мера социальной поддержки семей в виде ежемесячной денежной выплаты в случае рождения третьего ребенка или последующих детей до достижения ребенком возраста 3 лет.
При этом в 2017 году 50 субъектам Российской Федерации, в которых сложилась неблагоприятная демографическая ситуация и величина суммарного коэффициента рождаемости ниже средней по Российской Федерации, будет оказана финансовая поддержка из федерального бюджета.
2. Предложение устанавливать для определения размера ежемесячного пособия по уходу за ребенком величину прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации на основании потребительской корзины и данных федерального органа исполнительной власти по статистике об уровне потребительских цен на продукты питания ежегодно федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год и на плановый период без внесения изменения в Федеральный закон о федеральном бюджете лишает законопроект всякого смысла, т.к. собственно размер пособия остается неясным - указанная величина прожиточного минимума не определена в денежном выражении.
Кроме того, в заключении Правительства Российской Федерации на указанный законопроект обращается внимание на то, что предлагаемое законопроектом использование прожиточного минимума для определения размера пособия может повлечь за собой применение такого подхода при установлении размера социальных выплат различным категориям населения. В связи с этим использование прожиточного минимума как критерия для определения малоимущих и нуждающихся в поддержке граждан, теряет смысл.
3. Учитывая текущую календарную дату, обращаем внимание на необходимость уточнения предложенной в статье 5 законопроекта даты вступления в силу федерального закона - 1 января 2015 года.
Согласно финансово-экономическому обоснованию на реализацию законопроекта в случае принятия дополнительно потребуется около 200 млрд.рублей, в том числе 129 млрд.рублей из бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации и более 67 млрд. рублей из федерального бюджета.
При этом в нарушение требований статьи 83 Бюджетного кодекса Российской Федерации источники соответствующих расходных обязательств законопроектом не определены.
Таким образом, предлагаемые законопроектом изменения финансово не обеспечены. Принятие новых обязательств, не обеспеченных финансовыми ресурсами, в условиях известных трудностей в формировании доходной части федерального бюджета и бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации может привести к нарушению бюджетного баланса и неисполнению государством уже принятых на себя социальных обязательств.
4. Правительство Российской Федерации законопроект не поддерживает.
На законопроект поступило 65 отзывов из 49 субъектов Российской Федерации, в т.ч. от 22 законодательных (представительных) и 43 исполнительных органов государственной власти, из них положительных - 29, отрицательных - 36.
Комитет Государственной Думы по вопросам семьи, женщин и детей рассматривал указанный законопроект 19.03.2015 года. Было принято решение (N 3.6-5/107) предложить авторам законопроекта в соответствии с пунктом "а" части 6 статьи 112 Регламента Государственной Думы изменить текст законопроекта до его рассмотрения Государственной Думой в первом чтении. До настоящего времени измененный текст законопроекта не направлен на имя Председателя Государственной Думы.
Учитывая изложенное Комитет по вопросам семьи, женщин и детей рекомендует Государственной Думе отклонить проект федерального закона N 648289-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части установления размера и срока выплаты ежемесячного пособия по уходу за ребенком", внесенный депутатами Государственной Думы О.Н. Смолиным, И.И. Мельниковым, В.А. Ганзя, Т.В. Плетневой, А.В. Корниенко, Е.Г. Драпеко, а также О.Г. Дмитриевой, О.А. Куликовым, Н.В. Разворотневым, Н.И. Васильевым, А.А. Андреевым в период исполнения ими полномочий депутатов Государственной Думы.
Председатель комитета |
Т.В. Плетнева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.