Досье на проект федерального закона
В Комитете Государственной Думы по вопросам семьи, женщин и детей (соисполнитель) в соответствии с решением Совета Государственной Думы от 23.01.2012 г. N 6 рассмотрен проект федерального закона N 614199-5 "О поддержке молодежных и детских общественных объединений", внесенный депутатами Государственной Думы И.А. Ананских, Ю.В. Афониным, Г.А. Балыхиным, И.И. Гильмутдиновым, членом Совета Федерации В.А. Жидких, а также П.В. Таракановым, С.С. Журовой, С.Ю. Белоконевым, С.В. Хоркиной, П.А. Зыряновым, М.П. Ивановым, В.П. Володацким в период исполнения ими полномочий депутатов Государственной Думы.
Комитет разделяет мнение авторов законопроекта о том, что Федеральный закон "О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений", принятый 17 лет назад, не отвечает требованиям настоящего времени и в условиях современной России не обеспечивает решение задач развития молодежного и детского движения как важнейшего социального института участия детей и молодежи в жизни гражданского общества.
В связи с этим Комитет отмечает необходимость широкого общественного обсуждения проблем законодательного регулирования в указанной сфере и, прежде всего, в сфере деятельности детских объединений: определение их нового статуса, обеспечение гарантий свободы от влияния политических партий, установление специальных требований к взрослым участникам детских объединений и др.
По результатам рассмотрения законопроекта Комитет отмечает следующее:
1. В качестве одной из основных целей законопроекта определено законодательное регулирование отношений, возникающих в связи с осуществлением поддержки молодежных и детских общественных объединений федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.
Анализ концепции законопроекта позволяет сделать вывод о том, что целый ряд положений, содержащихся в ней, выходит за рамки заявленного предмета правового регулирования. Так в предлагаемых законопроектом определениях "молодежное объединение", "детское объединение" (части 2 и 3 статьи 1), устанавливается возраст граждан, которые могут быть членами указанных объединений, что фактически регламентирует их статус.
За рамки поддержки молодежных и детских объединений выходит также ряд полномочий органов власти различных уровней, разграничение которых устанавливается в статье 5 законопроекта (пункты 4, 6, 7, 9, 13 части 1; пункты 4, 5, 6, 9 части 2; пункт 3 части 3). Тем самым под видом поддержки молодежных и детских объединений фактически регулируется их деятельность.
2. Комитет отмечает, что концепция законопроекта разработана без учета особенностей и различий молодежных и детских объединений, в связи с чем условия, основные способы и формы поддержки детских и молодежных объединений, изложенные в законопроекте, определены по единому шаблону решения этой задачи.
Между тем, это различные виды объединений не только по формам деятельности, но и по способам самоорганизации. Как правило, деятельность детских объединений осуществляется с участием взрослых людей, которые работают с детьми не только как волонтеры, но и как штатные работники учреждений образования, культуры, социального обслуживания населения и т.п. По мнению Комитета, их деятельность следует рассматривать как одну из форм поддержки детских объединений, что предполагает необходимость определения их правового статуса и способов поддержки кадрового корпуса детского движения.
3. Согласно статье 6 законопроекта (пункт 1 части 1, часть 4) поддержка молодежному и детскому объединению оказывается при условии, если такое объединение является юридическим лицом, зарегистрированным в установленном порядке.
По экспертным оценкам Ассоциации исследователей детского движения детские объединения в силу возраста большинства их участников (от 6 до 14 лет) не имеют гражданско-правового статуса юридического лица. Таким образом, практически все детские объединения выпадают из системы их поддержки.
Тем самым нарушается один из главных принципов, изложенных в статье 3 законопроекта, - равенство прав на поддержку молодежных и детских объединений.
Комитет считает необходимым уточнить статью 6 законопроекта, дифференцировав условия поддержки детских и молодежных объединений с учетом организационно-правовых форм детских объединений, соответствующих Федеральному закону от 19.05.1995 N 82-ФЗ "Об общественных объединениях".
4. Проектируемая статья 3 законопроекта содержит принципы поддержки молодежных и детских объединений. По мнению Комитета, данную статью следовало бы дополнить следующими принципами:
а) заявительный порядок обращения молодежных и детских объединений за оказанием поддержки;
б) доступность инфраструктуры поддержки молодежных и детских объединений;
в) оказание поддержки с соблюдением требований, установленных законодательством;
г) открытость процедур поддержки молодежных и детских объединений.
Также предлагается исключить из статьи 3 абзац 3, ("объективность критериев отбора молодежных и детских объединений, претендующих на получение поддержки"), абзац 7 ("исполнимость требований, установленных в качестве условий поддержки молодежных и детских объединений"), абзац 8 ("ответственность должностных лиц за неисполнение либо ненадлежащее исполнение своих обязанностей, связанных с поддержкой молодежных и детских объединений"). Данные положения, по нашему мнению, являются условиями или механизмами поддержки молодежных и детских объединений, а не ее принципами.
5. Как следует из части 1 статьи 6, поддержка молодежных и детских объединений может осуществляться в случае их соответствия ряду условий. При этом таким условиям должны соответствовать не только объединения, получающие и получившие поддержку и включенные в реестр молодежных и детских объединений, но и объединения претендующие на поддержку и не включенные в соответствующий реестр. Рассматриваемая часть не соответствует части 2 данной статьи, в которой речь идет о том, что соответствие получателя поддержки установленным требованиям, определяется исключительно на основе данных реестра молодежных и детских объединений.
6. В качестве одного из условий поддержки детских и молодежных объединений (часть 5 статьи 6) выступает соответствие их деятельности определенному перечню направлений, который включает в себя 12 позиций и является закрытым перечнем. Следовательно, на те объединения, которые в соответствии со своими учредительными документами осуществляют другие виды социально ориентированной деятельности (в том числе, способствующей самореализации детей, их вовлечению в процессы принятия решений) меры поддержки, устанавливаемые законопроектом, распространяться не могут.
Поскольку порядок предоставления поддержки соответствующим молодежным и детским общественным объединениям, включающий в себя критерии и условия отбора таких объединений, устанавливается Правительством Российской Федерации (часть 3 статьи 8), часть 5 статьи 6 целесообразно доработать, исключив из нее пункты 1 - 12. Тем самым можно будет избежать излишней детализации и некорректно используемых терминов и выражений. Например, "защита детства", "молодые инвалиды", "научные способности детей", "детская оздоровительная кампания".
7. Важной компонентой системы (механизмов) поддержки детских и молодежных объединений должно стать формирование инфраструктуры такой поддержки.
Данное понятие используется в законопроекте (пункт 14 части 1 статья 5), однако не раскрывается, и вопросы функционирования инфраструктуры поддержки молодежных и детских объединений законопроектом не регулируются.
При этом в ряде регионов государственные органы и органы местного самоуправления, учитывая специфику деятельности детских объединений, обеспечивают возможность организации работы детских объединений не только в общеобразовательных учреждениях, но и по месту жительства, в клубных учреждениях, детских центрах, и т.п.
Например, в г. Москве сложилась целостная инфраструктура поддержки детских объединений, элементами которой являются Городской и окружные координационные центры по государственной поддержке развития детского движения, Дом детских общественных объединений, детские газеты и специальные издания для организаторов детского движения, система подготовки лидеров и участников детских объединений, конкурсы социальных проектов и программ, в результате которых детские сообщества получают информационную, методическую, организационную и финансовую поддержку и др.
Законодательное закрепление подобной практики непременно должно найти отражение в законопроекте.
В связи с этим предлагается дополнить законопроект новой статьей "Инфраструктура поддержки молодежных и детских объединении", в которой целесообразно определить систему организаций (объектов), образующих инфраструктуру поддержки, условия их функционирования и предъявляемые к ним требования.
Кроме того целесообразно к числу полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления отнести полномочие по формированию инфраструктуры поддержки молодежных и детских объединений, дополнив части 2 и 3 статьи 5 соответствующими положениями.
Учитывая изложенное, в соответствии с пунктом "а" части 6 статьи 112 Регламента Государственной Думы Комитет Государственной Думы по вопросам семьи, женщин и детей рекомендует Комитету Государственной Думы по физической культуре, спорту и делам молодежи предложить субъекту права законодательной инициативы доработать проект федерального закона N 614199-5 "О поддержке молодежных и детских общественных объединений".
При этом Комитет предлагает рассмотреть возможность внесения законопроекта с новым наименованием "О молодежных и детских общественных объединениях и их поддержке". Изменение концептуальных подходов позволит включить в законопроект новые положения, характеризующие социально значимые цели, принципы и специфику деятельности молодежных и детских объединений, их отношения с политическим партиями и религиозными организациями, условия участия бизнессообщества и других институтов гражданского общества в их поддержке и другие.
Председатель Комитета |
Е.Б. Мизулина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.