Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 231643-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" (далее - законопроект) разработан Минкультуры России в целях устранения технических и некоторых правовых пробелов в Федеральном законе от 24 ноября 1996 г. N 132-ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" (далее - федеральный закон), с изменениями, внесенными Федеральным законом от 2 марта 2016 г. N 49-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях совершенствования законодательства, регулирующего туристскую деятельность".
В частности, в целях конкретизации вопросов, связанных с ведением Ростуризмом реестра туроператоров, законопроектом предлагаются новые редакции четвертого предложения части одиннадцатой, частей двенадцатой и тринадцатой статьи 4.2 федерального закона.
Часть пятнадцатая указанной статьи также дополняется абзацем шестнадцатым в соответствии с которым из реестра исключаются все сведения о туроператоре в случае прекращения туроператорской деятельности по причине невозможности исполнения им всех обязательств по договорам о реализации туристского продукта без уведомления об этом уполномоченного федерального органа исполнительной власти, объединения туроператоров в сфере выездного туризма (в случае осуществления туроператорской деятельности в сфере выездного туризма), организации, предоставившей туроператору финансовое обеспечение ответственности туроператора, а также без размещения туроператором этой информации на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" - со дня, следующего за днем, когда уполномоченному федеральному органу исполнительной власти стало известно об этом.
Федеральный закон предлагается дополнить статьей 11.7 "Срок освобождения туроператора, осуществляющего деятельность в сфере выездного туризма, от финансового обеспечения ответственности туроператора в сфере выездного туризма и уплаты взносов в фонд персональной ответственности туроператора и порядок его продления".
Согласно законопроекту в статье 17.1 увеличивается с 30 до 45 дней срок предоставления документов в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти при досрочном расторжении договора страхования ответственности туроператора либо отзыва банковской гарантии и в случае отзыва у организации, предоставившей туроператору финансовое обеспечение ответственности туроператора, лицензии на осуществление страхования или лицензии на осуществление банковских операций либо признания такой организации несостоятельной (банкротом).
В абзаце пятом статьи 17.2 федерального закона законопроектом уточняются сроки установления размера финансового обеспечения ответственности туроператора: трех процентов (на 2017 год), с 2018 года пяти процентов общей цены туристского продукта в сфере выездного туризма.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо слов "абзаце пятом статьи 17.2" следует читать "абзаце третьем статьи 17.2"
В части третьей статьи 17.4 федерального закона законопроектом вводится уточнение понятия даты страхового случая если туроператор публично Не заявил о прекращении туроператорской деятельности по причине невозможности исполнения всех обязательств по договорам о реализации туристского продукта (день принятия уполномоченным федеральным органом исполнительной власти решения об исключении туроператора из реестра на основании абзаца шестнадцатого части пятнадцатой статьи 4 федерального закона).
В статье 17.5 федерального закона, которая регламентирует порядок выплаты страхового возмещения по договору или договорам страхования ответственности туроператора либо уплаты денежной суммы по банковской гарантии, законопроектом предлагается уточнить, что к требованию о выплате указанного страхового возмещения или денежной суммы турист и (или) иной заказчик могут прилагать копии указанных в данной статье документов. Данная норма направлена на реализацию положений федерального закона, касающихся множественности договоров страхования, так как турист не может предоставить оригиналы документов одновременно в несколько страховых компаний;
Также в целях реализации положений федерального закона на практике, законопроектом предлагается в новой редакции части десятой статьи 17.5 определить срок (три рабочих дня) в течении которого страховщик или гарант обязан проинформировать уполномоченный федеральный орган исполнительной власти о получении первого требования туриста и (или) иного заказчика о выплате страхового возмещения по договору страхования ответственности туроператора или об уплате денежной суммы по банковской гарантии в отношении конкретного туроператора.
Законопроектом предлагаются новые редакции частей второй и третьей статьи 17.6 федерального закона, касающихся определения объекта страхования ответственности туроператора и страхового случая, в которых уточняется, что деятельность туроператора прекращается по причине невозможности исполнения туроператором всех обязательств по договорам о реализации туристского продукта.
Кроме того законопроектом предусматривается устранение некоторых правовых пробелов в федеральном законе.
Законопроектом предлагается новая редакция абзаца двадцать шестого статьи 3.1 федерального закона с целью приведения его в соответствие с положениями статьи 3 главы II федерального закона в части полномочия органов государственной власти Российской Федерации по организации международных мероприятий в сфере туризма, в том числе направленных на формирование имиджа России как страны, благоприятной для туризма, раскрытие культурно-исторического, природного, туристского потенциала России и субъектов Российской Федерации.
Законопроектом вносятся изменения в абзац четвертый части пятой статьи 4.1, части шестую и десятую статьи 11.6, главу 5, части три - пять статьи 17.3 федерального закона, в целях уточнения положений, касающихся освобождения туроператора от финансового обеспечения ответственности туроператора в сфере выездного туризма и уплаты взносов в фонд персональной ответственности туроператора и возмещения реального ущерба туристам и (или) иным заказчикам из фонда персональной ответственности туроператора при достижении им максимального размера.
Законопроектом также предлагается новая редакция части десятой статьи 11.4: "Средства резервного фонда предназначены исключительно для оказания экстренной помощи туристам, находящимся за пределами территории Российской Федерации. Расходование средств резервного фонда на цели, не предусмотренные настоящей статьей, в том числе на выплату или возврат взносов членам объединения туроператоров в сфере выездного туризма, не допускается, за исключением уплаты обязательных платежей, связанных с получением дохода от размещения средств резервного фонда и платы за ведение банковского счета, на котором размещаются средства резервного фонда. Прекращение членства туроператора в этом объединении не является основанием для прекращения расходования средств на цели, предусмотренные настоящей статьей.". Это обусловлено тем, что Объединение туроператоров оплачивает налог на прибыль, полученную от размещения на банковских депозитах средств компенсационного фонда, в дальнейшем - резервного фонда, из средств другого фонда - фонда финансирования расходов, связанных с текущей деятельностью Объединения туроператоров. С 1 января 2017 г. данная норма относится и к размещению средств фонда персональной ответственности, в связи с чем в части двенадцатой статьи 11.6 федерального закона вводится уточнение - "за исключением уплаты обязательных платежей, связанных с получением дохода от размещения средств фонда персональной ответственности туроператора и платы за ведение банковских счетов, на которых размещаются средства фонда персональной ответственности туроператора".
В целях реализации полномочия Объединения туроператоров по ведению отдельного учета счетов по фонду персональной ответственности конкретного туроператора законопроектом часть четырнадцатая статьи 11.6 федерального закона дополняется положением в соответствии с которым приостановление операций по таким счетам объединения туроператоров в сфере выездного туризма, аресты, а также иные ограничения или списания денежных средств, находящихся на таких отдельных банковских счетах объединения туроператоров в сфере выездного туризма, в том числе по исполнительным документам, по обязательствам объединения туроператоров в сфере выездного туризма, а также по обязательствам членов объединения туроператоров в сфере выездного туризма, иначе как в случаях предусмотренных настоящим законом, не допускается. Объединение туроператоров в сфере выездного туризма вправе использовать на административно-управленческие расходы, связанные с ведением Отдельного учета средств фонда персональной ответственности туроператора, не более одного процента дохода, полученного от размещения денежных средств фонда персональной ответственности туроператора за год. Такими расходами являются, в частности, оплата аренды помещений, расходы на проведение аудита, выплата заработной платы работникам объединения туроператоров в сфере выездного туризма, расходы на услуги связи.
Часть тринадцатая статьи 17.1 федерального закона приводится законопроектом в соответствие со статьей 1 Федерального закона от 10 июля 2002 г. N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации". В настоящее время федеральным законом предусмотрено, что в целях своевременного получения информации об отзыве у организации, предоставившей туроператору финансовое обеспечение ответственности туроператора, лицензии На осуществление страхования или лицензии на осуществление банковских операций либо о признании такой организации несостоятельной (банкротом) в соответствии с законодательством Российской Федерации уполномоченный федеральный орган исполнительной власти осуществляет взаимодействие с органом, осуществляющим функции по надзору в сфере страховой деятельности и за деятельностью кредитных организаций (Банк России), в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Вместе с тем Банк России осуществляет функции и полномочия, независимо от Правительства Российской Федерации. Законопроектом предлагается заменить слова "в порядке, установленном Правительством Российской Федерации" словами "на основании соглашения между ними".
Проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации"
Реализация проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" будет осуществляться в пределах установленной штатной численности и бюджетных ассигнований Министерства культуры Российской Федерации и Федерального агентства по туризму.
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" не потребует введения или отмены налогов, освобождения от их уплаты, выпуска государственных займов, изменения финансовых обязательств государства, а также иных расходов, покрываемых за счет федерального бюджета.
Перечень
федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия иных федеральных законов.
Перечень
нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" потребует принятия следующих нормативных правовых актов:
1. "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 18 июля 2007 г. N 452 "Об утверждении Правил оказания услуг по реализации туристского продукта".
Срок подготовки - октябрь 2017 года.
Головной исполнитель - Минкультуры России.
Соисполнитель - Ростуризм.
2. "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 10 августа 2016 г. N 779 "Об утверждении правил возмещения реального ущерба туристам и (или) иным заказчикам туристского продукта из денежных средств фонда персональной ответственности туроператора в сфере выездного туризма".
Срок подготовки - октябрь 2017 года.
Головной исполнитель - Минкультуры России.
Соисполнитель - Ростуризм.
3. "О внесении изменений в Положение о Министерстве культуры Российской Федерации, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 20 июля 2011 г. N 590 "О Министерстве культуры Российской Федерации".
Срок подготовки - октябрь 2017 года.
Головной исполнитель - Минкультуры России.
Соисполнитель - Ростуризм.
4. "О внесении изменений в приказ Министерства культуры Российской Федерации от 11 ноября 2016 г. N 2468 "Об утверждении порядка принятия объединением туроператоров в сфере выездного туризма по согласованию с федеральным агентством по туризму решения об освобождении туроператора в сфере выездного туризма от финансового обеспечения ответственности туроператора и уплаты взносов в фонд персональной ответственности туроператора на следующий календарный год", зарегистрирован в Минюсте России 29 декабря 2016 г. N 45061.
Срок подготовки - октябрь 2017 года.
Головной исполнитель - Минкультуры России.
Соисполнитель - Ростуризм.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.