Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по образованию и науке
на проект федерального закона N 3324-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях обеспечения права детей на отдых и оздоровление, а также охраны их жизни и здоровья"
внесен членами Совета Федерации Г.Н. Кареловой, З.Ф. Драгункиной, В.В. Рязанским, Л.С. Гумеровой, Е.Ф. Лаховой, В.А. Петренко, В.И. Харламовым, А.Г. Варфоломеевым, М.А. Афанасовым, О.Ф. Ковитиди; депутатами Государственной Думы И.А. Яровой, Н.Б. Колесниковой, И.Д. Евтушенко
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по образованию и науке (далее - Комитет) рассмотрел проект федерального закона N 3324-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях обеспечения права детей на отдых и оздоровление, а также охраны их жизни и здоровья" (далее - Законопроект) и отмечает следующее.
Законопроект направлен на совершенствование правового регулирования отдыха и оздоровления детей, конкретизацию полномочий федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления в части, касающейся организации отдыха и оздоровления детей, включая обеспечение их безопасности.
Законопроектом вносятся изменения, направленные на повышение безопасности и улучшение качества отдыха детей, в шесть федеральных законов (от 24 июля 1998 года N 124 ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации", от 24 ноября 1996 года N 132-ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации", от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"), а также вносится ряд изменений в Федеральный закон от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон).
Комитет в части вопросов, отнесенных к его ведению, отмечает следующее. Пунктом 1 статьи 6 Законопроекта предлагается расширить положения части 4 статьи 23 Федерального закона, наделив образовательные организации всех типов полномочиями по оказанию услуг по обеспечению отдыха детей и их оздоровления в соответствии с законодательством Российской Федерации. Учитывая, что часть 4 указанной статьи действующей редакции Федерального закона по содержанию конкретизирует перечень образовательных программ, по которым образовательные организации вправе осуществлять образовательную деятельность и реализация которых не является их основной целью, Комитет полагает, что указанное положение Законопроекта нуждается в доработке.
В пункте 2 статьи 6 Законопроекта предлагается изложить в новой редакции подпункт "и" пункта 1 части 2 статьи 29 Федерального закона, обязав образовательные организации обеспечивать открытость и доступность информации об условиях присмотра и ухода при оказании услуг по обеспечению отдыха детей и их оздоровления, кроме ранее определенной информации о материально-техническом обеспечении образовательной деятельности (в том числе о наличии оборудованных учебных кабинетов, объектов для проведения практических занятий, библиотек, объектов спорта, средств обучения и воспитания, об условиях питания и охраны здоровья обучающихся, о доступе к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, об электронных образовательных ресурсах, к которым обеспечивается доступ обучающихся). Комитет отмечает, что требования об открытости и доступности информации, установленные в подпункте "и" пункта 1 части 2 статьи 29, касались только той деятельности, которая для образовательной организации является основной, в то время как предлагаемое изменение относится к дополнительной деятельности образовательной организации, которая может в части образовательных организаций не осуществляться. Исходя из изложенного, рассматриваемое предложение нуждается в уточнении.
Комитет отмечает, что статья 31 Федерального закона определяет организации, осуществляющие обучение. В настоящее время к организациям, осуществляющим обучение, относятся осуществляющие образовательную деятельность научные организации, организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, организации, осуществляющие лечение, оздоровление и (или) отдых, организации, осуществляющие социальное обслуживание, и иные юридические лица. В пункте 3 статьи 6 Законопроекта предлагается исключить из этого перечня организации, осуществляющие оздоровление и (или) отдых. Указанное изменение может сделать невозможным ведение образовательной деятельности в таких организациях как Международный детский центр "Артек", Всероссийский детский центр "Океан".
В пункте 4 статьи 6 Законопроекта часть 3 статьи 41 Федерального закона после слов "в области искусств," дополнена словами "а также оказывающих услуги по обеспечению отдыха детей и их оздоровления". В указанной части статьи 41 речь идет о перечне образовательных организаций с указанием особенностей оказания в них первичной медико-санитарной помощи в зависимости от вида реализуемой образовательной программы. Предлагаемое дополнение не соответствует содержанию этой части, поскольку не определяет образовательную программу, а фиксирует факт реализации услуг, которые могут быть оказаны при реализации самых разных образовательных программ. Исходя из этого, указанное положение Законопроекта нуждается в дополнительном обсуждении и уточнении.
Учитывая вышеизложенное, Комитет Государственной Думы по образованию и науке поддерживая в целом концепцию проекта федерального закона N 3324-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях обеспечения права детей на отдых и оздоровление", предлагает принять его в первом чтении и учесть замечания при подготовке Законопроекта к рассмотрению во втором чтении.
Председатель Комитета |
В.А. Никонов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.