Заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания РФ
по проекту федерального закона N 3324-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях обеспечения права детей на отдых и оздоровление, а также охраны их жизни и здоровья",
внесенному членами Совета Федерации Г.Н. Кареловой, З.Ф. Драгункиной и другими
(первое чтение)
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона направлен на совершенствование правового регулирования отдыха и оздоровления детей.
В статье 5 Федерального закона от 24 июля 1998 года N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 124-ФЗ) предлагается отнести к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации формирование и реализацию государственных программ защиты прав ребенка и поддержки детства и определение ответственных за исполнение таких программ органов, учреждений и организаций (пункт 2 стать 1 законопроекта). Следует иметь в виду, что осуществление данного полномочия федеральными органами государственной власти возможно только в отношении федеральных государственных программ.
В части 2 изменяемой статьи 5 Федерального закона N 124-ФЗ предлагается новое понятие "сфера организации отдыха и оздоровления детей", значение которого в законопроекте не поясняется, а в федеральных законах не используется.
В проектируемой статье 5.2 Федерального закона N 124-ФЗ устанавливается полномочие органов государственной власти субъектов Российской Федерации по созданию межведомственных комиссий по приемке смены организаций отдыха детей и их оздоровления, в состав которых входят представители органов, уполномоченных осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор и государственный надзор, других заинтересованных органов исполнительной власти (пункт 3 статьи 1 законопроекта). Из представленной редакции не ясно, о каких органах идет речь, так как органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе создавать комиссии из представителей органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Кроме того, проектируемую норму следует привести в соответствие с терминологией Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", в котором предусматривается только федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор. Следует также иметь в виду, что законодательство не использует термин "государственный надзор" без определения сферы его осуществления, то есть без указания областей общественных отношений, в отношении которых осуществляется государственный надзор.
Учитывая положение абзаца четвертого статьи 5.1 Федерального закона N 124-ФЗ об утверждении примерных положений об организациях отдыха детей и их оздоровления, часть 2 статьи 12 Федерального закона N 124-ФЗ (пункт 4 статьи 1 законопроекта), по нашему мнению, следует исключить и содержащиеся в ней нормы перенести в примерное положение об этих организациях.
Часть 2 статьи 12.1 Федерального закона N 124-ФЗ (пункт 5 статьи 1 законопроекта) следует исключить, поскольку она содержит повтор норм абзаца четвертого части 2 статьи 5 Федерального закона N 124-ФЗ.
Изменения в Федеральный закон от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон) (статья 6 законопроекта) нуждаются в дополнительном обосновании и обсуждении, поскольку не учитывают контекстное содержание норм, предлагаемых к редактированию. Так, изменения в пункты 1-6 части 4 статьи 23 Федерального закона, касающиеся "услуг по обеспечению отдыха детей и их оздоровлению в соответствии с законодательством Российской Федерации" не согласуются с абзацем первым указанной части 4, предполагающим перечисление лишь образовательных программ. Обращаем внимание, что изменения, предлагаемые в статью 29 Федерального закона нуждаются в согласовании с частью 5 статьи 28 Федерального закона, в соответствии с которой образовательные организации вправе "осуществлять организацию отдыха и оздоровления обучающихся в каникулярное время (с круглосуточным или дневным пребыванием)", а не "оказывать услуги по обеспечению отдыха..." (аналогичное замечание касается изменений части 3 статьи 41 Федерального закона). Кроме того, взаимосвязанные изменения части 1 и 5 статьи 31 Федерального закона нуждаются в согласовании с частью 3 данной статьи, развивающей по сути содержание части 1 статьи 31 Федерального закона.
Исполняющий обязанности |
Ю.В. Сапожникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.