Досье на проект федерального закона
Комитетом Государственной Думы по государственному строительству и законодательству рассмотрен проект федерального закона N 1111322-6 "О внесении изменения в статью 14 Федерального закона "О гражданстве Российской Федерации", внесенный депутатом Государственной Думы В.Г. Поздняковым, а также В.Г. Соловьевым и В.И. Бессоновым в период исполнения ими полномочий депутатов Государственной Думы.
Обозначенная законодательная инициатива направлена на установление упрощённого порядка приобретения гражданства Российской Федерации для граждан Украины, проживающих или проживавших на территории Донецкой и Луганской областей, пострадавших от боевых действий со стороны властей Украины и вследствие этого фактически утративших устойчивую политико-правовую связь с государством своей нынешней гражданской принадлежности. В данной связи законопроект предусматривает дополнение части первой статьи 14 Федерального закона от 31 мая 2002 г. N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации" нормой о возможности приёма указанных лиц в российское гражданство в упрощенном порядке на основании соответствующего заявления, подаваемого как в Российской Федерации, так и в указанных областях (посредством обращения в консульство Российской Федерации) - при выполнении ими условий об обязанности соблюдать Конституцию Российской Федерации и о предоставлении документов, удостоверяющих личность, гражданство либо отсутствие гражданства, а также документов, подтверждающих место жительства на территории названных областей, и о перемене фамилии, имени или отчества (в случае изменения таковых). Одновременно законопроектом предусматривается возможность приёма в российское гражданство несовершеннолетнего ребёнка вместе с родителями, одним из родителей, опекуном либо попечителем по заявлению родителя или опекуна, который является гражданином Украины и проживает на территории Донецкой и Луганской областей.
Оценивая представленную законодательную инициативу, Комитет по государственному строительству и законодательству констатирует своё общее позитивное отношение к созвучным её основной предметной идее актуальным предложениям по осуществлению нормативного регулирования различных аспектов, касающихся установления на территории Российской Федерации определённых статусных и иных правовых преференций, (включая дополнительные льготные условия по получению российского гражданства), для иностранных граждан и лиц без гражданства, являющихся нашими соотечественниками (по смыслу ключевых понятий Федерального закона от 24 мая 1999 г. N 99-ФЗ "О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом"), - и, в том числе, для затрагиваемой рассматриваемым проектом категории лиц (жителей Донецкой и Луганской областей, а также выходцев из этих регионов).
В то же время Комитет не считает возможным поддержать представленный проект федерального закона как вследствие его общей несогласованности с целым рядом базовых нормативных критериев правовой системы Российской Федерации, так и по причине явно недостаточно юридико-технической проработки его положений, - что в итоге влечёт их дополнительные (и при том достаточно существенные) формальные разночтения с действующими актами федерального законодательства.
Например, Комитет по государственному строительству и законодательству отмечает, что рассматриваемая законодательная инициатива не согласуется с Конституцией Российской Федерации, а также с основополагающими статьями Федерального закона "О гражданстве Российской Федерации", определяющими ключевые принципы российского гражданства и его отличительные признаки, как важнейшего института государственно-правовой сферы. Главное расхождение концепции и содержательных аспектов законопроекта при этом возникает с нормами статьи 19 российской Конституции, где зафиксирован принцип равенства прав и свобод человека и гражданина, а соответствующие гарантии в контексте регулирования различных отношений, (включая и вопросы гражданства Российской Федерации), предусмотрены безотносительно к национальности, месту жительства и гражданской принадлежности лица, - которые в рассматриваемой законодательной инициативе выделяются в качестве первоочередных критериев. Эти критерии законопроекта противоречат и части первой статьи 4 Федерального закона "О гражданстве Российской Федерации", определяющей - применительно к принципам российского гражданства и правилам о вопросах гражданства России, - что такие принципы и правила не могут содержать положений, ограничивающих права граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности. В то же время предусматриваемые в законопроекте условия приобретения российского гражданства со своей стороны, по мнению Комитета, фактически, никоим образом не подразумевают соблюдения основного содержательного критерия этого важнейшего государственно-правового института, как устойчивой правовой связи лица с нашей страной, выражающейся в совокупности их взаимных прав и обязанностей.
Из числа недостатков юридико-технической проработки положений законопроекта (в связи с заявленным предметом его регулирования) Комитет по государственному строительству и законодательству обращает внимание, прежде всего, на видимое некорректное оформление в рамках данных положений предлагаемых условий приёма в гражданство Российской Федерации несовершеннолетнего ребёнка, - которые, по смыслу содержания проекта, касаются, по сути, всех несовершеннолетних детей, (а не только детей, проживающих или проживавших в Донецкой или Луганской областей), и из которых однозначно не усматривается, что родители или иные законные представители этих детей (кроме опекунов) являются жителями названных регионов. Помимо этого, в законопроекте абсолютно безотносительно с Федеральным законом от 15 ноября 1997 г. N 143-ФЗ "Об актах гражданского состояния" и объективно не вполне понятно обозначается принадлежность представляемого для получения российского гражданства документа, свидетельствующего о перемене фамилии, имени или отчества лица, а также имеются и другие юридико-технические недочёты подобного характера.
Отмеченные, весьма многочисленные, недостатки представленной законодательной инициативы Комитет считает неустранимыми и поэтому полагает нецелесообразным возможное осуществление дальнейшей работы над нею.
С учетом изложенного, Комитет по государственному строительству и законодательству рекомендует Государственной Думе отклонить проект федерального закона N 1111322-6 "О внесении изменения в статью 14 Федерального закона "О гражданстве Российской Федерации", внесенный депутатом Государственной Думы В.Г. Поздняковым, а также В.Г. Соловьевым и В.И. Бессоновым в период исполнения ими полномочий депутатов Государственной Думы.
Настоящее Заключение утверждено на заседании Комитета Государственной Думы по государственному строительству и законодательству "8" декабря 2016 года.
Председатель Комитета |
П.В. Крашенинников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.