Досье на проект федерального закона
Комитетом Государственной Думы по безопасности и противодействию коррупции рассмотрен проект федерального закона N 341561-6 "О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений", внесенный членами Совета Федерации К.Э. Добрыниным, А.А. Клишасом, В.А. Тюльпановым.
Комитет отмечает, что проектом федерального закона в целях гуманизации законодательства Российской Федерации предлагается внести изменение в статью 107 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, предусмотрев, что лицам, в отношении которых избрана мера пресечения в виде домашнего ареста могут быть разрешены краткосрочные выезды за пределы мест отбывания домашнего ареста в сопровождении сотрудников уголовно-исполнительных инспекций.
Конституция Российской Федерации допускает возможность ограничения федеральным законом прав и свобод человека и гражданина в конституционно значимых целях (часть 3 статьи 55). В связи с чем, федеральный законодатель наделен полномочием предусматривать ограничительные меры в отношении волеизъявления определенной категории лиц.
Так, часть девятая статьи 107 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации содержит запреты и (или) ограничения, установленные в отношении подозреваемого или обвиняемого, в отношении которых избрана мера пресечения в виде домашнего ареста.
В то же время положения уголовно-процессуального законодательства Российской Федерации не исключают право подозреваемого или обвиняемого обращаться в суд по вопросу внесения изменений в условия исполнения меры пресечения в виде домашнего ареста.
Согласно части второй статьи 110 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации мера пресечения может быть отменена или изменена по постановлению дознавателя, следователя или судьи либо по определению суда.
Таким образом, в уголовно-процессуальном законодательстве Российской Федерации содержатся нормы, позволяющие реализовать право подозреваемого или обвиняемого на выезд за пределы мест отбывания домашнего ареста, путем внесения изменений в условия исполнения меры пресечения либо ее отмены или изменения на иную, более мягкую меру пресечения.
Одновременно проектом федерального закона предлагается внести изменение в статью 108 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, предусмотрев, что лицам, в отношении которых избрана мера пресечения в виде заключения под стражу, могут быть разрешены краткосрочные выезды за пределы следственного изолятора, возложив функции по их охране и сопровождению на сотрудников уголовно-исполнительной системы.
Согласно статье 32 Федерального закона от 15.07.1995 N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" (далее - Федеральный закон) одним из требований к подозреваемому и обвиняемому, в отношении которого избрана мера пресечения в виде заключения под стражу, является обеспечение его изоляции.
Исходя из определения Конституционного Суда Российской Федерации от 17.06.2010 N 807-О-О, необходимость законодательной регламентации предоставляемых арестованным свиданий вытекает из положений Свода принципов защиты всех лиц, подвергаемых задержанию или заключению, утвержденного Генеральной Ассамблеей ООН от 09.12.1988, и обуславливается спецификой уголовного судопроизводства, а также теми целями, которые стоят перед заключением под стражу как мерой пресечения. Ограниченность предоставляемых обвиняемому (подозреваемому) свиданий по их количеству, продолжительности и условиям проведения является неизбежным следствием данной меры пресечения, состоящей в изоляции обвиняемого (подозреваемого) в специальном месте под охраной.
В представленном проекте федерального закона не ясен механизм обеспечения изоляции указанной выше категории за пределами следственного изолятора, что противоречит требованиям, закрепленным в статье 32 Федерального закона и вытекающим из упомянутого определения Конституционного Суда Российской Федерации.
Кроме того, согласно части второй статьи 12 Закона Российской Федерации от 21.07.1993 N 5473-1 "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" конвоирование осужденных и лиц, заключенных под стражу, осуществляется специальными подразделениями уголовно-исполнительной системы по конвоированию по установленным плановым маршрутам.
Аналогичная норма содержится в Положении о Федеральной службе исполнения наказаний, утвержденном Указом Президента Российской Федерации от 13.10.2004 N 1314. Выполнение задач по сопровождению и охране лиц, в отношении которых избраны меры пресечения в виде заключения под стражу или домашнего ареста, указанным Положением не предусматривается.
Реализация предлагаемых проектом федерального закона изменений, потребует дополнительного финансирования расходов за счет средств федерального бюджета (на введение дополнительной штатной численности, обеспечение подразделений уголовно-исполнительной системы специальной техникой и вооружением, средствами связи, транспортом).
Учитывая изложенное Комитет Государственной Думы по безопасности и противодействию коррупции не поддерживает концепцию проекта федерального закона N 341561-6 "О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений".
Председатель Комитета |
И.А. Яровая |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.