Заключение Комитета Совета Федерации Федерального Собрания РФ по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера
по Федеральному закону "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Комитет Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера рассмотрел Федеральный закон "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" (проект N 4313-7) (далее -Федеральный закон), принятый Государственной Думой 18 ноября 2016 года, и в части вопросов своего ведения отмечает следующее.
Федеральный закон направлен на создание правовых условий для подготовки и принятия проекта федерального закона о федеральном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов, а также предусматривает особенности осуществления бюджетного процесса в текущем финансовом году.
В частности, Федеральным законом устанавливается, что дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации предоставляются с установлением условий их использования.
В этой связи Федеральный закон определяет, что высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) заключает соглашение с Министерством финансов Российской Федерации об условиях предоставления дотации, которые предусматривают меры, направленные на стимулирование социально-экономического развития и оздоровление государственных финансов субъектов Российской Федерации.
Также Федеральным законом предусматриваются изменения нормативов зачисления доходов в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации. В частности, норматив зачисления доходов от налога на прибыль организаций при выполнении соглашений о разделе продукции, заключенных до вступления в силу Федерального закона от 30 декабря 1995 года N 225-ФЗ "О соглашениях о разделе продукции", увеличивается в пользу федерального бюджета на 5 процентных пунктов (с 20 процентов до 25 процентов) с одновременным соответствующим снижением норматива для субъектов Российской Федерации.
Норматив зачисления доходов от акцизов на алкогольную продукцию с объемной долей этилового спирта свыше 9 процентов (за исключением пива, вин, фруктовых вин, игристых вин (шампанских), винных напитков, изготавливаемых без добавления ректификованного этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, и (или) спиртованных виноградного или иного фруктового сусла, и (или) винного дистиллята, и (или) фруктового дистиллята) в целях обеспечения сбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации в связи с поэтапным переходом на зачисление соответствующих доходов исходя из объемов розничной реализации крепкой алкогольной продукции, отраженных в единой государственной автоматизированной информационной системе (далее - ЕГАИС), увеличивается в пользу бюджетов субъектов Российской Федерации на 10 процентных пунктов (с 40 процентов до 50 процентов).
Переход с 2017 года к новому механизму распределения указанных доходов предполагает, что часть доходов от зачисляемых в бюджеты субъектов Российской Федерации акцизов на крепкую алкогольную продукцию будет распределяться в соответствии с приложением к федеральному закону о федеральном бюджете пропорционально фактически поступившим доходам, а дополнительный прирост поступлений будет перераспределяться пропорционально объемам розничной реализации алкогольной продукции на территории субъектов Российской Федерации, отраженным в ЕГАИС.
В этой связи Федеральным законом предусматривается дополнение статьи 56 Бюджетного кодекса Российской Федерации положениями, согласно которым указанные доходы распределяются территориальными органами Федерального казначейства между бюджетами субъектов Российской Федерации в соответствии с федеральным законом о федеральном бюджете.
В части доходов от акцизов на нефтепродукты Федеральный закон предусматривает приостановление на период с 1 января 2017 года до 1 января 2020 года положений Бюджетного кодекса Российской Федерации, определяющих нормативы зачисления доходов от акцизов на автомобильный бензин, прямогонный бензин, дизельное топливо, моторные масла для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей, производимые на территории Российской Федерации, в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации (12 процентов в федеральный бюджет и 88 процентов в бюджеты субъектов Российской Федерации).
Вместе с тем, Федеральным законом отдельно устанавливается, что перечисленные акцизы зачисляются:
1) в 2017 году - по нормативу 38,3 процента в федеральный бюджет, по нормативу 61,7 процента - в бюджеты субъектов Российской Федерации;
2) в 2018 году - по нормативу 42,6 процента в федеральный бюджет, по нормативу 57,4 процента - в бюджеты субъектов Российской Федерации;
3) в 2019 году - по нормативу 39,8 процента в федеральный бюджет, по нормативу 60,2 процента - в бюджеты субъектов Российской Федерации.
С учетом перечисленных выше изменений нормативов зачисления доходов от акцизов на нефтепродукты, а также акцизов на алкогольную продукцию в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации представляется целесообразным рекомендовать Комитету Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам проводить мониторинг поступлений в бюджеты субъектов Российской Федерации доходов от указанных акцизов и информировать об этом Совет Федерации один раз в полугодие.
Федеральным законом приостанавливается действие положений пункта 2 статьи 179.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации, устанавливающего коэффициент, применяемый для расчета базового объема бюджетных ассигнований Федерального дорожного фонда в размере 0,83. Вместе с тем, Федеральным законом предусматривается, что значение указанного коэффициента в 2017 году составят 0,49, в 2018 году - 0,49, в 2019 году-0,40.
Федеральным законом вносится изменение в пункт 2.1 статьи 179.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации и устанавливается минимальный объем бюджетных ассигнований на предоставление межбюджетных трансфертов бюджетам субъектов Российской Федерации в целях финансового обеспечения дорожной деятельности в размере не менее 8 процентов от базового объема бюджетных ассигнований Федерального дорожного фонда.
Также Федеральный закон дополняет статью 132 Бюджетного кодекса Российской Федерации положениями, согласно которым предоставление субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации предусматривается в соответствии с перечнем приоритетных направлений, утверждаемых федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.
Федеральным законом устанавливается, что в срок до 1 февраля 2017 года Правительство Российской Федерации должно принять акт, устанавливающий распределение субсидий между бюджетами субъектов Российской Федерации, а в срок до 1 марта 2017 года должны быть заключены соглашения между главным распорядителем средств федерального бюджета, осуществляющим предоставление дотаций или субсидий, и органами государственной власти соответствующих субъектов Российской Федерации - получателями дотаций или субсидий.
Федеральный закон подлежит обязательному рассмотрению Советом Федерации, поскольку затрагивает вопросы, предусмотренные статьей 106 Конституции Российской Федерации.
Комитет Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера рекомендует Совету Федерации одобрить Федеральный закон "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации".
Председатель Комитета |
Д.И. Азаров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.