Заключение Комитета Совета Федерации Федерального Собрания РФ по социальной политике от 13 декабря 2016 г. N 3.8-03/2665
по Федеральному закону "О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов"
Досье на проект федерального закона
Комитет Совета Федерации по социальной политике в соответствии со статьей 105 Регламента Совета Федерации рассмотрел Федеральный закон "О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов" (далее - Федеральный закон), принятый Государственной Думой 9 декабря 2016 года.
Проект названного Федерального закона был внесен на рассмотрение Государственной Думы Правительством Российской Федерации 28 октября 2016 года и принят 18 ноября 2016 года в первом чтении, 7 декабря 2016 года во втором чтении и 9 декабря 2016 года в третьем чтении. Поправки в Государственную Думу членами Совета Федерации не направлялись.
Федеральный закон утверждает бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования (далее - Фонд, бюджет Фонда, ОМС) на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов, составленный на основе прогноза социально-экономического развития Российской Федерации от 14 октября 2016 года, подготовленного Минэкономразвития России.
Бюджет Фонда на 2017 и 2018 года утверждается с дефицитом, источником покрытия которого являются остатки средств на счетах Фонда, бюджет на 2019 год профицитен.
Общий объем доходов бюджета Фонда планируется на 2017 год в сумме 1 705,9 млрд. рублей, на 2018 год - 1 841,1 млрд. рублей, на 2019 год - 2 067,4 млрд. рублей.
Доходы бюджета Федерального фонда будут формироваться за счет поступлений страховых взносов на ОМС в 2017 году на 98,4%, в 2018 году -99%, в 2019 году - 99,9%.
Размер страховых взносов на ОМС запланирован на 2017 год в сумме 1 678,6 млрд. рублей, на 2018 год - 1 814,4 млрд. рублей, на 2019 год - 2 065,7 млрд. рублей, из них:
сумма страховых взносов на ОМС работающего населения 2017 год - 1 059,9 млрд. рублей, 2018 год - 1 145,2 млрд. рублей, 2019 год - 1 396,5 млрд. рублей;
сумма страховых взносов на ОМС неработающего населения 2017 год - 618,7 млрд. рублей 2018 и 2019 годы - 669,1 млрд. рублей ежегодно.
Комитет отмечает, что, несмотря на замечания Счетной палаты Российской Федерации о неточности в расчетах численности работающего населения, на обращения глав субъектов Российской Федерации о сокращении доходной части бюджетов субъектов Российской Федерации из-за размера страхового платежа на ОМС неработающего населения, рассчитанного по полному тарифу, не только не подготовлены предложения о корректировки численности неработающего населения, но и к бюджетам 2018-2019 годов применяется коэффициент удорожания 1,0816, что еще больше усугубит ситуацию с неплатежом регионов за неработающее население.
Межбюджетные трансферты из федерального бюджета на компенсацию выпадающих доходов в связи с установлением отдельным категориям плательщиков пониженных тарифов на уплату страховых взносов на ОМС работающего населения прогнозируется на 2017 год в сумме 27,4 млрд. рублей, на 2018 год - 26,7 млрд. рублей, на 2019 год - 1,7 млрд. рублей. Уменьшение размера межбюджетных трансфертов на указанные цели в 2019 году объясняется переходом большинства категорий "льготных" плательщиков страховых взносов на полный тариф.
Расходы бюджета Фонда запланированы на 2017 год в сумме 1 735,0 млрд. рублей, на 2018 год - 1 911,7 млрд. рублей, на 2019 год - 2 022,3 млрд. рублей.
Основную долю (93%) расходов бюджета Фонда составляют субвенции на финансовое обеспечение расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при осуществлении переданных полномочий по организации ОМС на территориях субъектов Российской Федерации.
Размер субвенции составит на 2017 год - 1 537,2 млрд. рублей (+ 78,6 млрд. рублей или 5,4%, к 2016 году), на 2018 год - 1 793,5 млрд. рублей, на 2019 год - 1 886,5 млрд. рублей, и обеспечит размер подушевого норматива на 2017 год - 9 335,7 рублей (2016 год - 8 438,9 рублей), на 2018 год -10 379,3 рублей, на 2019 год - 10 917,1 рублей.
Общий объем субвенций, предоставляемых бюджетам территориальных фондов ОМС, определен по методике, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 5 мая 2012 г. N 462 "О порядке распределения, предоставления и расходования субвенций из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования бюджетам территориальных фондов обязательного медицинского страхования на осуществление переданных органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий Российской Федерации в сфере обязательного медицинского страхования". Комитеты Совета Федерации, Счетная палата Российской Федерации на совместных с Фондом совещаниях обсуждали возможность корректировки указанной методики в части изменения применяемых коэффициентов в целях установления соразмерности платежа субъекта за неработающее население и получаемой субвенции. Предложения в Федеральном законе не учтены.
Для целей повышения уровня оплаты труда медицинских работников (во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики") в 2017 году предусматривается направить в нормированный страховой запас бюджета Фонда 76 млрд. рублей для последующего дифференцированного распределения субвенций регионам на повышение заработной платы медицинских работников до достижения целевых показателей уровня соотношения средней заработной платы к среднемесячному доходу в 2017 году:
по врачам - 180%, среднему медицинскому персоналу - 90%, младшему медицинскому персоналу - 80%;
в 2018 году: по врачам - 200%, среднему медицинскому персоналу - 100%, младшему медицинскому персоналу - 100%.
В 2019 году в связи необходимостью поддержания достигнутого уровня заработной платы в Федеральном законе для исключения рисков снижения доходной части бюджета предусматривается норма о повышении тарифа страховых взносов на ОМС неработающего населения с установлением субсидии из федерального бюджета на софинансирование расходных обязательств субъектов Российской Федерации по уплате страховых взносов на ОМС неработающего населения в случае снижения доходов от уплаты страховых взносов на ОМС работающего населения в 2019 году ниже 1 321 011 148,7 тыс. рублей.
На оказание высокотехнологичной медицинской помощи, не включенной в базовую программу ОМС, в бюджете Фонда планируются средства на 2017 - 2019 годы в размере 96,7 млрд. рублей ежегодно (с учетом погружения 4 методов высокотехнологичной медицинской помощи в базовую программу ОМС в 2017 году), из них:
- на выполнение государственного задания федеральными государственными учреждениями, подведомственными федеральным органам исполнительной власти, в размере 90,7 млрд. рублей;
- на софинасирование расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при оказании высокотехнологичной медицинской помощи медицинскими организациями субъектов Российской Федерации, в размере 6 млрд. рублей. На эти цели из бюджета Фонда предоставляется дотация федеральному бюджету в целях последующего предоставления субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Федеральным законом предусмотрено продление на 2017 год программы осуществления единовременных компенсационных выплат медицинским работникам. На эти цели предусмотрено 3,2 млрд. рублей.
На изготовление и доставку полисов ОМС единого образца на 2017 год бюджетные ассигнования запланированы в размере 1,3 млрд. рублей, на 2018 и 2019 годы - по 0,6 млрд. рублей.
Средства нормированного страхового запаса на 2018 год предусмотрены в объеме 1,9 млрд. рублей, на 2019 год - 20,4 млрд. рублей для исполнения расходных обязательств Фонда в случае недостаточности доходов для их финансового обеспечения.
Согласно методике проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 года N 96, коррупциогенные факторы не выявлены.
Правовое управление Аппарата Совета Федерации отмечает, что рассматриваемый Федеральный закон соответствует Конституции Российской Федерации и согласуется с системой федерального законодательства.
Федеральный закон подлежит обязательному рассмотрению Советом Федерации в соответствии со статьей 106 Конституции Российской Федерации, поскольку затрагивает вопросы финансового регулирования.
Комитет Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам одобряет Федеральный закон.
Комитет Совета Федерации по социальной политике принял решение рекомендовать Совету Федерации одобрить Федеральный закон "О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов", принятый Государственной Думой.
Председатель Комитета |
В. В. Рязанский |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.