Заключение Комитета Совета Федерации Федерального Собрания РФ по социальной политике от 13 декабря 2016 г. N 3.8-03/2663
по Федеральному закону "О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов"
Досье на проект федерального закона
Комитет Совета Федерации по социальной политике в соответствии со статьей 105 Регламента Совета Федерации рассмотрел Федеральный закон "О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов" (далее - Федеральный закон), принятый Государственной Думой 7 декабря 2016 года.
Проект названного Федерального закона был внесен в Государственную Думу 28 октября 2016 года Правительством Российской Федерации и принят 16 ноября 2016 года в первом чтении, 7 декабря 2016 года во втором чтении и в целом. Поправки в Государственную Думу членами Совета Федерации не направлялись.
Федеральным законом продлевается на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов действие порядка уплаты и размеров тарифов, установленные Федеральным законом от 22 декабря 2005 года N 179-ФЗ "О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2006 год".
Статьей 2 Федерального закона сохраняются действующие льготы по уплате страховых взносов в размере 60% от установленных тарифов для организации и индивидуальных предпринимателей, использующих труд инвалидов (включая в соответствующих случаях вознаграждения по гражданско-правовым договорам).
Доходы и расходы по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов включены в Федеральный закон "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов". В основу расчета тарифов на данный вид страхования на период 2017 - 2019 годов положены параметры прогноза социально-экономического развития Российской Федерации до 2019 года (базовый вариант).
На период 2017 - 2019 годов устанавливается средний страховой тариф по видам экономической деятельности, как и в 2016 году, в размере 0,51% к начисленной оплате труда. Фонд заработной платы, на который начисляются страховые взносы в 2017 - 2019 годах, составит: 20 476 млрд. рублей (2017 год), 21 637 млрд. рублей (2018 год) и 22 737 млрд. рублей (2019 год). Коэффициент полноты сбора страховых взносов рассчитан в размере: 0,982 на все три года (на уровне 2015 года).
Поступление страховых взносов по данному виду социального страхования, включая пени и штрафы, планируется в следующих объёмах:
в 2017 году - 102,9 млрд. рублей;
в 2018 году - 108,7 млрд. рублей;
в 2019 году - 114,2 млрд. рублей.
Общие расходы по данному виду страхования планируются: в 2017 году - 94,5 млрд. рублей; в 2018 году - 98,8 млрд. рублей, в 2019 году - 103,3 млрд. рублей.
В 2017 - 2019 годах предусмотрена индексация на уровень инфляции 104,0 % размера ежемесячной страховой выплаты ежегодно. Сумма, из которой исчисляется единовременная страховая выплата, составит в 2017 году 94,018 тыс. рублей. Размер единовременной страховой выплаты с учетом страховых случаев со смертельным исходом учтена в сумме 1 млн. рублей ежегодно.
Расходы на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию пострадавших, обеспечение предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний (до 20% сумм страховых взносов по данному виду страхования) в рамках подпрограммы "Обеспечение мер социальной поддержки отдельных категорий граждан" государственной программы Российской Федерации "Социальная поддержка граждан" в 2017 году планируются в сумме 21,0 млрд. рублей; в 2018 году - 21,9 млрд. рублей; в 2019 году - 22,7 млрд. рублей.
Комитет в очередной раз отмечает, что Фонд социального страхования Российской Федерации как страховщик по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний продолжает участвовать в формировании бюджета на 2017 - 2019 годы в программном формате. Расходы планируются в составе государственной программы Российской Федерации "Социальная поддержка граждан". При этом Фонд не поименован в ней в качестве участника, а подпрограмма "Обеспечение выполнения полномочий Фонда социального страхования Российской Федерации" в составе указанной государственной программы Российской Федерации не значится.
Кроме того, средства страхового резерва по этому виду обязательного социального страхования планируется использовать в качестве источника финансирования дефицита бюджета Фонда по страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, что не соответствует задачам обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (статья 1 Федерального закона от 24 июля 1998 года N 125-ФЗ) и природе страховых взносов по данному виду страхования, которые уплачиваются страхователями, исходя из класса профессионального риска с учетом уровня производственного травматизма, профессиональной заболеваемости и расходов на обеспечение по страхованию, сложившихся по видам экономической деятельности.
По мнению Комитета, такая мера может быть рассмотрена как вынужденная и временная с последующим восстановлением средств бюджету Фонда.
Доходы по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний обеспечивают все расходные обязательства по данному виду страхования.
Согласно методике проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 года N 96, коррупциогенные факторы не выявлены.
В своем заключении Правовое управление Аппарата Совета Федерации отмечает, что Федеральный закон соответствует Конституции Российской Федерации и согласуется с системой федерального законодательства.
Федеральный закон подлежит обязательному рассмотрению Советом Федерации в соответствии со статьей 106 Конституции Российской Федерации, поскольку затрагивает вопросы финансового регулирования.
Учитывая изложенное, Комитет Совета Федерации по социальной политике принял решение рекомендовать Совету Федерации одобрить Федеральный закон "О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов", принятый Государственной Думой.
Председатель Комитета |
В.В. Рязанский |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.