Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по экономической политике, промышленности, инновационному развитию
по проекту федерального закона N 199852-6 "О внесении изменения в статью 16 Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции"
(в части предоставления органам государственной власти субъектов Российской Федерации права устанавливать запрет на розничную продажу отдельных видов алкогольной продукции),
внесенному Архангельским областным Собранием депутатов
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству рассмотрел проект федерального закона N 199852-6 "О внесении изменения в статью 16 Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (в части предоставления органам государственной власти субъектов Российской Федерации права устанавливать запрет на розничную продажу отдельных видов алкогольной продукции) (далее - законопроект) и отмечает следующее.
Законопроектом предлагается внесение изменения в абзац второй части 5 статьи 16 Федерального закона от 22 ноября 1995 года N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (далее - Закон), наделяющего органы государственной власти субъектов Российской Федерации правом устанавливать запрет на розничную продажу отдельных видов алкогольной продукции.
Действующая норма указанной статьи позволяет органам государственной власти субъектов Российской Федерации устанавливать дополнительные ограничения времени, условий и мест розничной продажи алкогольной продукции, в том числе полный запрет на розничную продажу алкогольной продукции.
В сопроводительных материалах к законопроекту указывается на неоднозначность трактовки "полного запрета на розничную продажу алкогольной продукции".
Следует отметить, что в соответствии с подпунктом 7 статьи 2 Закона под алкогольной продукцией понимают пищевую продукцию, которая произведена с использованием или без использования этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, и (или) спиртосодержащей пищевой продукции, с содержанием этилового спирта более 0,5 процента объема готовой продукции, за исключением пищевой продукции в соответствии с перечнем, установленным Правительством Российской Федерации. Алкогольная продукция подразделяется на такие виды, как спиртные напитки (в том числе водка), вино, фруктовое вино, ликерное вино, игристое вино (шампанское), винные напитки, пиво и напитки, изготавливаемые на основе пива, сидр, пуаре, медовуха. Таким образом, запрет, содержащийся в абзаце втором части 5 статьи 16 Закона относится к алкогольной продукции в целом.
Российское антимонопольное законодательство запрещает федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействия), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев.
Предоставление органам государственной власти субъектов Российской Федерации возможности ограничивать розничную торговлю отдельных видов алкогольной продукции может привести к нарушению прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности на соответствующем товарном рынке, привести к дискриминационным условиям их доступа на товарный рынок, на котором они осуществляют деятельность, поставить в неравное положение одних хозяйствующих субъектов по сравнению с другими хозяйствующими субъектами на указанном товарном рынке.
В пояснительной записке к законопроекту указано, что целью предлагаемых изменений в законопроект является защита детей и подростков от употребления тонизирующих слабоалкогольных напитков.
Между тем, указанная проблема регулируется действующим законодательством Российской Федерации. Так, в соответствии с частью 2 статьи 16 Закона розничная продажа алкогольной продукции несовершеннолетним не допускается. Часть 2.1 статьи 14.16 "Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30 декабря 2001 года N 195-ФЗ предполагает в случае продажи несовершеннолетнему алкогольный продукции наложение административного штрафа на граждан в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на должностных лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей. В случае неоднократного совершения таких действий, в соответствии со статьей 151.1 "Уголовного кодекса Российской Федерации" от 13 июня 1996 года N 63-ФЗ возникает уголовная ответственность в виде штрафа в размере от пятидесяти до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев либо исправительными работами на срок до одного года с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.
Отмечаем также, что в связи с принятием Федерального закона от 3 июля 2016 года N 261-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" с 31 марта 2017 года статья 16 Закона будет действовать в новой редакции.
С учетом изложенного, по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству предлагает Государственной Думе отклонить проект федерального закона N 199852-6 "О внесении изменения в статью 16 Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (в части предоставления органам государственной власти субъектов Российской Федерации права устанавливать запрет на розничную продажу отдельных видов алкогольной продукции) в первом чтении.
Председатель Комитета |
С.А. Жигарев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.