С середины 2015 года в России началось действие нового законодательства о промышленной политике (Закон от 31.12.2014 N 488-ФЗ). Одним из наиболее привлекательных для инвесторов механизмов государственной поддержки стал специальный инвестиционный контракт (СПИК) - соглашение между инвестором и Российской Федерацией и (или) субъектом РФ, по условиям которого инвестор обязуется вложить определенную сумму в создание, развитие или модернизацию производства на территории РФ, а государство гарантирует неповышение налоговой нагрузки и стабильность нормативных требований к продукции на срок реализации инвестпроекта, а также обязуется применить в отношении инвестора меры стимулирования, в том числе налоговые льготы.
С 1 сентября 2016 года инвесторы по специальным инвестиционным контрактам могут претендовать на получение права реализовывать до 30% произведенных товаров в рамках публичных закупок на неконкурентной основе. Новая возможность появилась в связи со вступлением в силу Закона от 03.07.2016 N 365-ФЗ.
Дополнительные возможности появились и для региональных инвесторов, выигравших проведенный субъектом РФ конкурс на право заключения госконтракта со встречными инвестиционными обязательствами. В отличие от СПИК, подобные госконтракты дают возможность претендовать на получение статуса единственного поставщика только на территории одного субъекта РФ, в котором реализуется инвестпроект.
Подробнее ключевые отличия СПИК и госконтракта со встречными инвестиционными обязательствами отражены в таблице:
СПИК | Госконтракт со встречными инвестиционными обязательствами | Примечание | ||||
Способ заключения | Заявительный неконкурентный порядок (постановление Правительства РФ от 16.07.2015 N 708). Формально отказ в заключении СПИК возможен только в 3 случаях: - инвестпроект не направлен на решение задач и (или) достижение целевых показателей и индикаторов государственных программ; - представленные инвестором документы по форме и содержанию не соответствуют требованиям постановления Правительства РФ от 16.07.2015 N 708; - запрашиваемые инвестором меры стимулирования не соответствуют законодательству. | Открытый конкурс | Правительством РФ могут быть установлены особенности планирования и проведения таких открытых конкурсов, а также определения единичных расценок и цены контракта | |||
Предмет контракта | Создание, модернизация или освоение производства промышленной продукции с ответным осуществлением мер стимулирования | Поставка определенного количества товара + создание, модернизация или освоение производства промышленной продукции с ответным наделением статусом единственного поставщика | В отличие от СПИК, госконтракт со встречными инвестиционными обязательствами помимо инвестиционных обязательств также предусматривает поставку некоторого количества товара уполномоченному органу исполнительной власти субъекта РФ и, соответственно, встречные обязательства по его оплате. | |||
Минимальный объем инвестиций (руб) | 750 млн. - для заключения СПИК, не предусматривающего статус ЕП 3 млрд - для СПИК, предусматривающего наделение статусом ЕП | 1 млрд | ||||
Срок действия | Срок выхода инвестпроекта на проектную операционную прибыль + 5 лет, но не более 10 лет | Определяется субъектом РФ, не более 10 лет | ||||
Сторона-1 (публичный субъект) | РФ (РФ + субъект РФ/муниципальное образование) в лице уполномоченного госоргана (Минпромторга России) | Субъект РФ в лице уполномоченного органа исполнительной власти субъекта РФ | ||||
Сторона-2 (частные субъекты) | Инвестор и привлеченные им лица | Поставщик-инвестор (только российское юридическое лицо) | В отличие от СПИК, допускающего, что инвестор и производитель товара могут быть разными лицами, в рамках госконтракта, заключенного на основании ст. 111.4 Закона N 44-ФЗ, все обязательства как по инвестированию, так и по производству и по поставке возлагаются на одно юридическое лицо - поставщика-инвестора | |||
Кто может быть единственным поставщиком? | Производитель товара (только российское юридическое лицо - инвестор или привлеченное им лицо) | |||||
Что дает? | 1.Стабильность налогового режима на срок СПИК, включающая неповышение величины совокупной налоговой нагрузки на доходы 2. Стабильность правового и технического регулирования, включающая неприменение в отношении инвестора и привлекаемых им лиц изменений законодательства (кроме связанных с международными обязательствами РФ), устанавливающих режим запретов и ограничений в отношении выполнения СПИК или изменяющих обязательные требования к промышленной продукции и (или) к связанным с обязательными требованиями к промышленной продукции процессам. 3. Меры стимулирования, заявленные инвестором при подаче заявления на заключение СПИК, из списка, предусмотренного в главе 2 ФЗ "О промышленной политике", в т.ч.: 1) налоговые льготы - пониженная ставка налога на прибыль (п. 1.5 ст. 284, ст. 284.3 + п. 2 ст. 25.9 НК РФ); 2) включение в реестр единственных поставщиков на срок не более срока действия СПИК + 1 год при условии экспорта не менее 10% продукции, произведенной в рамках СПИК за последний год. | Включение в реестр единственных поставщиков на срок не более срока действия госконтракта. | ||||
Кто вправе закупать у ЕП? | Все заказчики, закупающие по Закону N 44-ФЗ | Заказчики регионального и муниципального уровня субъекта РФ, заключившего госконтракт | Госконтракт со встречными инвестиционными обязательствами дает возможность стать единственным поставщиком только в закупках для нужд конкретного субъекта РФ и муниципальных образований, расположенных на его территории | |||
Количественные ограничения по поставкам в качестве единственного поставщика | Не более 30% количества годового производства каждого наименования товара | Без ограничений | ||||
Ценовое регулирование на продукцию | Порядок определения предельных единичных расценок и цен контрактов устанавливается уполномоченным госорганом (Минпромторгом России) | Порядок определения предельных единичных расценок и цен контрактов устанавливается уполномоченным органом субъекта РФ |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Учебно-методические материалы Института государственных и регламентированных закупок, конкурентной политики и антикоррупционных технологий (Института госзакупок) "Краткая справка по специальным инвестиционным контрактам и региональным аналогам специальных инвестиционных контрактов" (утв. протоколом заседания Экспертного клуба Института госзакупок от 30 ноября 2016 г. N 21/16)
Справочный материал размещен на сайте Института госзакупок в Internet (www.roszakupki.ru)