Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 63563-7 "О внесении изменений в пункт 1 статьи 34 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в пункт 1 статьи 34 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" (далее - законопроект) подготовлен в рамках реализации подпункта "д" пункта 1 Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 604 "О дальнейшем совершенствовании военной службы в Российской Федерации".
Целями разработки законопроекта являются:
совершенствование системы комплектования Вооруженных Сил Российской Федерации, войск национальной гвардии Российской Федерации, спасательных воинских формирований федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны, Службы внешней разведки Российской Федерации и органов государственной охраны личным составом путем привлечения граждан мужского пола, не пребывающих в запасе и военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, имеющих среднее профессиональное образование, для прохождения военной службы по контракту на воинских должностях, подлежащих замещению солдатами, матросами, сержантами, старшинами, прапорщиками и мичманами;
предоставление указанным категориям граждан права на заключение контракта о прохождении военной службы по аналогии с гражданами, имеющими высшее образование.
Предметом правового регулирования законопроекта являются правоотношения, связанные с поступлением граждан на военную службу по контракту.
Круг лиц, на которых распространяется действие законопроекта - граждане, пребывающие в запасе, военнослужащие, проходящие военную службу по призыву (далее - военнослужащие по призыву), имеющие среднее профессиональное образование и изъявившие желание заключить контракт о прохождении военной службы.
В настоящее время в соответствии с законодательством Российской Федерации поступить на военную службу по контракту без прохождения военной службы по призыву могут только граждане мужского пола, не пребывающие в запасе и военнослужащие по призыву, имеющие высшее образование.
Граждане мужского пола, не пребывающие в запасе, имеющие среднее профессиональное образование, возможности заключать контракты о прохождении военной службы на воинских должностях рядового и сержантского состава, а также прапорщиков без прохождения военной службы по призыву не имеют, а военнослужащие по призыву со средним профессиональным образованием могут поступить на военную службу по контракту, прослужив не менее трех месяцев.
Ежегодно гражданские организации выпускают около 500 тыс. специалистов технического профиля, имеющих среднее профессиональное образование, большинство из которых непосредственно после окончания обучения подлежат призыву на военную службу.
Только в ходе проведения весенней 2016 года призывной кампании для прохождения военной службы были призваны только в Вооруженные Силы Российской Федерации более 32 тыс. чел. со средним профессиональным образованием. При этом многие из них уже в ходе проведения призывной кампании проявляли серьезную заинтересованность в заключении контракта о прохождении военной службы.
Социальный статус этих граждан определяет их устойчивую мотивацию, направленную на прохождение военной службы по контракту, а уровень полученного образования соответствует требованиям к большинству военно-учетных специальностей рядового, сержантского состава и прапорщиков технического профиля.
Военнослужащие, имеющие среднее профессиональное образование, способны непосредственно в воинской части с учетом имеющихся знаний и умений в более короткие сроки освоить навыки, необходимые для исполнения должностных обязанностей, связанных с эксплуатацией сложного вооружения и военной техники.
Реализуемая законопроектом идея заключается в предоставлении гражданам мужского пола, не пребывающим в запасе, имеющим среднее профессиональное образование, права заключать контракты о прохождении военной службы на воинских должностях рядового и сержантского состава, а также прапорщиков без прохождения военной службы по призыву, а военнослужащим по призыву поступить на военную службу по контракту до истечения установленного трехмесячного срока.
Это позволит укомплектовать наиболее востребованные воинские должности технического профиля, повысить эффективность эксплуатации вооружения и военной техники, обеспечит слаженность подразделений и готовность воинских частей к выполнению задач по предназначению, а также создаст дополнительный источник пополнения мобилизационного людского резерва подготовленными специалистами.
Реализация законопроекта повысит привлекательность прохождения военной службы по контракту на воинских должностях рядового, сержантского состава и прапорщиков, уровень профессионализма военнослужащих, создаст дополнительный стимул для заключения контрактов о прохождении военной службы и позволит обеспечить выход на требуемые качественные и количественные параметры укомплектованности соединений и воинских частей указанными категориями военнослужащих.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в пункт 1 статьи 34 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе"
Реализация федерального закона "О внесении изменений в пункт 1 статьи 34 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" не потребует дополнительных финансовых затрат, покрываемых за счет средств федерального бюджета.
Перечень
федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием федерального закона "О внесении изменений в пункт 1 статьи 34 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе"
В связи с принятием федерального закона "О внесении изменений в пункт 1 статьи 34 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" не потребуется признания утратившими силу, приостановления, изменения, дополнения или принятия федеральных законов.
Перечень
нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием федерального закона "О внесении изменений в пункт 1 статьи 34 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе"
В связи с принятием федерального закона "О внесении изменений в пункт 1 статьи 34 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" потребуется внесение изменений в Положение о порядке прохождения военной службы, утвержденное Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 г. N 1237 "Вопросы прохождения военной службы" (далее - Положение о порядке прохождения военной службы).
Внесение изменений в Положение о порядке прохождения военной службы обусловлено необходимостью уточнения категорий граждан, которым предоставляется право заключать контракты о прохождении военной службы без прохождения военной службы по призыву.
Головным исполнителем проекта указа Президента Российской Федерации будет являться Министерство обороны Российской Федерации, соисполнителями - федеральные органы исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба.
Подготовка проекта указа Президента Российской Федерации будет проведена в соответствии с порядком подготовки проектов нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, необходимых для реализации федеральных законов, установленным Регламентом Правительства Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июня 2004 г. N 260.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.