Заключение Правового управления Аппарата Совета Федерации Федерального Собрания РФ от 28 февраля 2016 г. N 5.1-01/482
по проекту федерального закона N 865589-6 "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях", принятому Государственной Думой 26 февраля 2016 года
Досье на проект федерального закона
Проект названного Федерального закона внесен Правительством Российской Федерации 20 августа 2015 года с наименованием "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (в части уточнения пределов действия статьи 19.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях)" (N 865589-6).
Федеральным законом статья 1.8 ("Действие законодательства об административных правонарушениях в пространстве") Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс) дополняется положением, согласно которому юридическое лицо, совершившее административное правонарушение, предусмотренное статьей 19.28 ("Незаконное вознаграждение от имени юридического лица") Кодекса, за пределами Российской Федерации, подлежит административной ответственности в соответствии с Кодексом в случае, если указанное административное правонарушение направлено против интересов Российской Федерации, а также в случаях, предусмотренных международным договором Российской Федерации, если указанное юридическое лицо не было привлечено за соответствующие действия к уголовной или административной ответственности в иностранном государстве.
В статью 2.6 ("Административная ответственность иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц") Кодекса вносится изменение, в соответствии с которым иностранное юридическое лицо, совершившее за пределами Российской Федерации административное правонарушение, предусмотренное статьей 19.28 Кодекса и направленное против интересов Российской Федерации, подлежит административной ответственности на общих основаниях.
При этом рассмотрение дел о таких правонарушениях Федеральным законом относится к подсудности судей районных судов по месту нахождения органа, возбудившего дело.
Кроме того, Федеральным законом устанавливается административная ответственность за нарушения в сфере репозитарной деятельности.
В частности, статья 15.19 ("Нарушение требований законодательства, касающихся представления и раскрытия информации на финансовых рынках") Кодекса дополняется положениями, предусматривающими административную ответственность в виде наложения административного штрафа: на должностных лиц (от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей) и юридических лиц (от семисот тысяч до одного миллиона рублей) за неправомерный отказ или уклонение репозитария от внесения записи о заключенном не на организованных торгах договоре репо, договоре, являющемся производным финансовым инструментом, договоре иного вида, предусмотренном нормативными актами Банка России, и (или) генеральном соглашении (едином договоре) в реестр договоров, либо внесение такой записи без оснований, предусмотренных федеральным законом и (или) нормативными актами Банка России, либо внесение в реестр договоров недостоверной информации, либо невыполнение или ненадлежащее выполнение репозитарием обязанности по предоставлению информации из реестра договоров, в том числе по предоставлению информации Банку России, либо незаконные получение, использование или раскрытие информации и сведений, включенных в реестр договоров (часть 5), а также на должностных лиц (от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей) и юридических лиц (от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей) за иное нарушение репозитарием при осуществлении им репозитарной деятельности установленных законодательством Российской Федерации требований к репозитарной деятельности (часть 6). Кроме того, часть 4 этой же статьи Кодекса излагается в новой редакции, согласно которой нарушение стороной заключенного не на организованных торгах договора репо, договора, являющегося производным финансовым инструментом, договора иного вида, предусмотренного нормативными актами Банка России, установленных федеральным законом и (или) нормативными актами Банка России порядка и (или) сроков предоставления информации об указанных договорах и (или) генеральном соглашении (едином договоре) в репозитарий или Банк России либо предоставление неполной и (или) недостоверной информации влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей, на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
Вопросы, регулируемые названным Федеральным законом, согласно пункту "ж" (финансовое регулирование) статьи 71 Конституции Российской Федерации находятся в ведении Российской Федерации и пункту "к" (административное, административно-процессуальное законодательство) части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Федеральный закон соответствует Конституции Российской Федерации, в том числе положениям о правах и свободах человека и гражданина, и согласуется с системой федерального законодательства.
Вместе с тем, Федеральный закон содержит положения, которые были внесены после принятия законопроекта Государственной Думой в первом чтении (ко второму чтению). При этом текст законопроекта, содержащий данные изменения, в субъекты Российской Федерации не направлялся.
Правовые последствия принятия Федерального закона заключаются в пресечении и предупреждении противоправных деяний, выражающихся в незаконном вознаграждении от имени или в интересах юридического лица, совершенных за пределами Российской Федерации, а также правонарушений в сфере репозитарной деятельности.
При этом отмечаем, что за иное нарушение репозитарием при осуществлении им репозитарной деятельности установленных законодательством Российской Федерации требований к репозитарной деятельности административная ответственность в отношении должностных лиц (штраф в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей) и юридических лиц (штраф в размере от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей) предусматривается одновременно новой частью 6 статьи 15.19 Кодекса (подпункт "в" пункта 3 статьи 1 Федерального закона) и частью 12 (в редакции подпункта "б" пункта 4 статьи 1 Федерального закона) статьи 15.29 Кодекса.
Согласно методике проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 года N 96, коррупциогенные факторы не выявлены.
Федеральный закон вступает в силу по истечении десяти дней после дня его официального опубликования, за исключением пунктов 3 и 4 статьи 1 Федерального закона, которые вступают в силу с 28 июня 2016 года.
Федеральный закон в соответствии со статьей 106 Конституции Российской Федерации подлежит обязательному рассмотрению в Совете Федерации, поскольку затрагивает вопросы финансового регулирования, и его рассмотрение Советом Федерации должно быть начато не позднее 12 марта 2016 года.
Настоящее заключение направляется Председателю Совета Федерации В.И. Матвиенко, заместителю Председателя Совета Федерации Е.В. Бушмину, председателю Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству А.А. Клишасу, полномочному представителю Президента Российской Федерации в Совете Федерации А.А. Муравьёву, полномочному представителю Правительства Российской Федерации в Совете Федерации А.В. Яцкину.
Заместитель Руководителя |
Ю.А. Шарандин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.