Заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания РФ
по проекту федерального закона N 929151-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части линейного судоходства", внесенному Правительством Российской Федерации
(первое чтение)
Досье на проект федерального закона
Проектируемые в пункте 1 статьи 114.1 и пункте 1 статьи 114.2 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации (далее - КТМ РФ) понятия "морское линейное судоходство" и "морская линия" нуждаются в уточнении в целях установления их взаимосвязи. При этом, на наш взгляд, первое из указанных понятий является общим, и поэтому его определение должно содержать в себе все ключевые признаки проектируемого регулирования.
Проектом федерального закона предусматривается, что перевозчик принимает к перевозке грузы, пассажиров и их багаж на условиях перевозки на морской линии, предусмотренных статьей 114.6 КТМ РФ. Одним из таких условий является допустимое отклонение от расписания морской линии, в том числе связанное с заменой линейного судна на морской линии или с техническим состоянием линейного судна (проектируемый пункт 4 статьи 114.6 КТМ РФ). В то же время, как следует из проектируемого пункта 2 статьи 114.1 КТМ РФ, к морскому линейному судоходству применяются положения о договоре морской перевозки грузов и морской перевозки пассажиров, которые в определенных случаях не допускают замены судна без согласия отправителя, судно должно предоставляться в мореходном состоянии (статьи 124, 125 КТМ РФ).
Полагаем, что положения проектируемого пункта 2 статьи 114.3 КТМ РФ соответствуют предмету регулирования Федерального закона от 8 ноября 2007 г. N 261-ФЗ "О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон). При этом следует учесть, что уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти и федеральным органом исполнительной власти в области транспорта устанавливаются соответственно правила захода судов в морские порты и выхода судов из морских портов, правила оказания услуг по обслуживанию судов в морском порту и на подходах к нему (см. статьи 13 и 17 Федерального закона).
Проектом предусматривается регистрация морских линий на основании соответствующих уведомлений (что характерно для уведомительного порядка), в то время как проектируемая статья 114.5 КТМ РФ содержит основания для отказа в регистрации морской линии (что характерно для разрешительного порядка).
В проектируемом пункте 3 статьи 114.4 КТМ РФ слова "адрес его местонахождения" следует заменить словами "адрес в пределах его места нахождения", что будет соответствовать статье 54 Гражданского кодекса Российской Федерации и положениям Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".
В проектируемом пункте 5 статьи 114.4 КТМ РФ следует учесть, что единый реестр морских линий размещается (а не публикуется) на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" соответствующего органа (указанное замечание также относится к проектируемому пункту 3 статьи 114.5 КТМ РФ).
Проектируемые подпункты 1 - 3 пункта 7 статьи 114.4 КТМ РФ нуждаются в уточнении с учетом того, что отказ в принятии к перевозке грузов, пассажиров и их багажа может быть связан, например, с неоплатой услуг по перевозке, расписание морской линии и ее стоимость подлежит размещению на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" оператора морской линии, а также того, что проектом допускается отклонение от расписания морской линии (проектируемые пункты 4, 5 статьи 114.6 КТМ РФ). Кроме того, нуждается в обсуждении применимость положений проектируемого пункта 8 статьи 114.4 КТМ РФ к проектируемому подпункту 4 пункта 7 этой статьи, а ее проектируемый пункт 9 также в редакционном уточнении.
По проекту имеются замечания юридико-технического характера.
Наименование проекта необходимо изложить в следующей редакции:
О внесении изменений в Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации и Федеральный закон "О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Иные замечания юридико-технического характера переданы в Комитет в рабочем порядке.
Начальник управления |
М.В. Деменков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.