Досье на проект федерального закона
Комитет по безопасности и противодействию коррупции рассмотрел представленный законопроект и отмечает следующее.
Проектом федерального закона предлагается внести изменения в Федеральный закон от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" (далее Федеральный закон N 273-ФЗ), дополнив его статьей 13.5, устанавливающей обязанность организаций принимать меры по предупреждению коррупции при использовании финансовых средств государственных и муниципальных организаций и их обособленных подразделений. В частности, при использовании финансовых средств организаций, независимо от источников их получения, не допускать перечисления этих средств, в том числе за выполнение работ, оказание услуг или приобретение материальных ценностей, за исключением случаев перечисления средств в соответствии с заключенным контрактом, в том числе контрактом, заключенным с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), организациям, руководители которых или их заместители, или главные бухгалтеры состоят в близком родстве (родители, супруги, дети, братья, сестры, дедушки, бабушки, внуки, а также братья, сестры, родители, дедушки, бабушки, дети супругов и супруги детей) с руководителями или их заместителями, или главными бухгалтерами организации или обособленного подразделения, перечисляющей средства.
Положениями статьи 13.6 вводится запрет на совместную работу в государственных и муниципальных организациях физических лиц, состоящих между собой в близком родстве (родители, супруги, дети, братья, сестры, дедушки, бабушки, внуки, а также братья, сестры, родители, дедушки, бабушки, дети супругов и супруги детей), если их работа связана с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому.
При этом частью 2 рассматриваемой статьи предусмотрено, что вышеуказанные положения не распространяются на совместную работу физических лиц, состоящих между собой в близком родстве или свойстве, в государственных и муниципальных образовательных организациях, библиотеках, организациях культуры, медицинских и фармацевтических организациях, расположенных в сельских населенных пунктах. Указанное исключение распространяется и на обособленные структурные подразделения вышеуказанных организаций, расположенные в сельской местности.
В случае нарушения руководителем государственной, муниципальной организации или ее обособленного подразделения указанных положений законопроекта он подлежит увольнению (освобождению от должности) в связи с утратой доверия.
Комитет отмечает, что Федеральным законом N 273-ФЗ установлены основные принципы противодействия коррупции, правовые и организационные основы предупреждения коррупции и борьбы с ней, минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений.
Статьей 7 данного закона определено, что одним из направлений деятельности государственных органов по повышению эффективности противодействия коррупции является унификация прав государственных и муниципальных служащих, лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, должности глав муниципальных образований, муниципальные должности, а также устанавливаемых для указанных служащих и лиц ограничений, запретов и обязанностей.
В соответствии с пунктом 9 части 1 статьи 31 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее Федеральный закон N 44-ФЗ) установлены единые требования к участникам закупки, а именно отсутствие между участником закупки и заказчиком конфликта интересов, под которым понимаются случаи, при которых руководитель заказчика, член комиссии по осуществлению закупок, руководитель контрактной службы заказчика, контрактный управляющий состоят в браке с физическими лицами, являющимися выгодоприобретателями, единоличным исполнительным органом хозяйственного общества (директором, генеральным директором, управляющим, президентом и другими), членами коллегиального исполнительного органа хозяйственного общества, руководителем (директором, генеральным директором) учреждения или унитарного предприятия либо иными органами управления юридических лиц - участников закупки, с физическими лицами, в том числе зарегистрированными в качестве индивидуального предпринимателя, - участниками закупки либо являются близкими родственниками (родственниками по прямой восходящей и нисходящей линии (родителями и детьми, дедушкой, бабушкой и внуками), полнородными и неполнородными (имеющими общих отца или мать) братьями и сестрами), усыновителями или усыновленными указанных физических лиц. Под выгодоприобретателями для целей настоящей статьи понимаются физические лица, владеющие напрямую или косвенно (через юридическое лицо или через несколько юридических лиц) более чем десятью процентами голосующих акций хозяйственного общества либо долей, превышающей десять процентов в уставном капитале хозяйственного общества.
Согласно части 22 статьи 34 Федерального закона N 44-ФЗ контракт может быть признан судом недействительным, в том числе по требованию контрольного органа в сфере закупок, если будет установлена личная заинтересованность руководителя заказчика, члена комиссии по осуществлению закупок, руководителя контрактной службы заказчика, контрактного управляющего в заключении и исполнении контракта. Такая заинтересованность заключается в возможности получения указанными должностными лицами заказчика доходов в виде денег, ценностей, иного имущества, в том числе имущественных прав или услуг имущественного характера, а также иной выгоды для себя или третьих лиц.
Статьей 16 Федерального закона от 27.04.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" и статьей 13 Федерального закона от 02.03.2007 N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" установлены ограничения, связанные с прохождением службы, в том числе наличие близкого родства или свойства (родители, супруги, дети, братья, сестры, а также братья, сестры, родители, дети супругов и супруги детей) с гражданским (муниципальным) служащим, если замещение должности гражданской (муниципальной) службы связано с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому.
Аналогичные ограничения содержатся в федеральных законах, регламентирующих деятельность государственных и муниципальных служащих, на которых распространяются запреты, ограничения и обязанности, установленные антикоррупционным законодательством.
Таким образом, предлагаемые законопроектом изменения в Федеральный закон N 273-ФЗ уже содержат соответствующие нормы в действующих федеральных законах либо противоречат законодательству о государственной и муниципальной службе в Российской Федерации и не соответствует проводимой государством политики единства требований и ограничений в области противодействия коррупции к лицам, замещающим государственные и муниципальные должности.
Учитывая изложенное, Комитет по безопасности и противодействию коррупции не поддерживает указанный законопроект и рекомендует Государственной Думе его отклонить.
Утверждено на заседании Комитета 09 марта 2017 года.
Председатель Комитета |
В.И. Пискарев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.