Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 133924-7 "О внесении изменений в статью 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей"
Досье на проект федерального закона
На органы исполнительной власти субъектов РФ ч. 2 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" возложены обязанности по контролю за использованием и (или) распоряжением жилыми помещениями и обеспечением надлежащего санитарного и технического состояния жилых помещений, где нанимателями или членами семьи нанимателей по договорам социального найма либо собственниками являются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей. Данная норма не исчерпывает необходимых мер, по сохранению этих жилых помещений и подготовке их к вселению после окончания временного устройства данной категории лиц (капитальный ремонт сохраняемого жилья, как муниципального, так и жилья, находящегося в собственности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, порядок начисления коммунальных платежей и списание задолженности по коммунальным платежами и др. вопросы эксплуатации жилых помещений, что влечет нарушения прав данной категории лиц). Необходимо на федеральном и региональном уровнях нормативно отрегулировать функции ответственных органов, источники и порядок финансирования сохранности данных жилых помещений, и порядок их подготовки к вселению детей.
Сохранность жилых помещений детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей - поддержание жилого помещения, в котором имеется право пользования данной категории лиц, в состоянии, пригодном для проживания в нем, в соответствии с установленными санитарными, техническими правилами и нормами, иными требованиями законодательства, до передачи жилья ребенку в связи с достижением им совершеннолетнего возраста или окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания населения, а также в учреждениях всех видов профессионального образования независимо от форм собственности, на период службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, на период нахождения в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Право на жилое помещение, занимаемое гражданами по договору социального найма, сохраняется за детьми-сиротами в течение всего времени их пребывания у опекунов (попечителей) (ст. 71 ЖК РФ).
До 01.01.2013 года в федеральном и региональном законодательстве о дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей обязанность по сохранению закрепленного жилого помещения на период нахождения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на различных видах жизнеустройства возлагалась на органы местного самоуправления, которые до определенного периода (в Московской области до 01.01.2005 года - Закон МО N 170-ОЗ, затем с 01.01.2007 Закон МО N 248-ОЗ) также обеспечивали данную категорию жилыми помещениями из муниципального жилого фонда, что осложнялось недостаточным муниципальным жилым фондом и отсутствием финансирования, в том числе вопросов сохранения закрепленного жилого помещения из муниципального жилого фонда. Изменения в федеральном и региональном законодательстве в период до 2013 год частично исправили ситуацию. Проблема обеспечения жильем была возложена на органы исполнительной власти субъектов Федерации, и данный вопрос стал решаться за счет соответствующих бюджетов путем приобретения жилья за счет субвенций. Несмотря на возложение обязанности на субъекты Федерации также и по сохранению жилых помещений, в которых имеется право пользования данной категории лиц, механизм недостаточно нормативно отрегулирован. Из него необоснованно полностью выведены органы местного самоуправления, хотя в соответствии с частью 6 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", они имеют полномочия по содержанию муниципального жилого фонда, в том числе находящегося в пользовании детей-сирот. Предоставляемые за счет субвенции из бюджета субъекта Федерации жилые помещения специализированного жилого фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, также ставятся на баланс муниципальных образований и должны содержаться органами местного самоуправления как специализированный муниципальный жилой фонд.
Вместе с тем жилье детей-сирот, подлежащее сохранности может являться не только муниципальным, а принадлежать данной категории на праве собственности. Семейным кодексом РФ выделено право ребенка, находящегося под опекой (попечительством), на сохранение права собственности на жилое помещение (права пользования жилым помещением). Ребенок может стать собственником жилого помещения на основании его наследования по закону или по завещанию, приватизации, получения в дар, купли-продажи. Норма СК РФ о сохранении за детьми, находящимися под опекой (попечительством), права собственности на принадлежащее им жилое помещение основывается на положениях гражданского и жилищного законодательства РФ (ст. ст. 209, 235, 288 ГК РФ; п. 4 ст. 10, ст. 30 ЖК РФ).
По общему правилу граждане-собственники жилых помещений вправе владеть, пользоваться и распоряжаться ими по своему усмотрению, т.е. вправе продавать, дарить, сдавать в аренду эти помещения, а также совершать с ними любые иные сделки, не противоречащие законодательству РФ. Однако с несовершеннолетним подопечным ребенком-собственником ситуация иная, в том числе и в отношении возможности содержания жилья (ст. 37 ГК РФ; ст. 150 СК РФ).
Поэтому вопрос сохранности данного вида жилья имеет специфику и также нормативно должен быть отрегулирован, в том числе в вопросах финансирования его содержания до совершеннолетия ребенка-сироты. Полномочия по содержанию такого жилья могут быть переданы органам местного самоуправления, для реализации которых они должны финансироваться аналогично обеспечению жильем за счет субвенций из бюджета субъекта Федерации.
В настоящее время на практике в субъектах Российской Федерации отсутствует единообразие в исполнении действующего законодательства по сохранности жилых помещений детей-сирот. В некоторых регионах путем внутриведомственных разъяснений и рекомендаций данная проблема перекладывается на опекунов, хотя они не имеют финансовых возможностей и юридических оснований для обеспечения содержания как муниципального жилого фонда, находящегося в пользовании сирот, так и жилья находящегося в собственности подопечных.
Ссылаясь на законодательное переложение полномочий по сохранности жилья детей-сирот на исполнительные органы власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления полностью устраняются от содержания и ремонта муниципального жилого фонда, в котором имеют право пользования дети-сироты, даже в коммунальных квартирах. Жалобы опекунов на отказ органов местного самоуправления от принятия мер по содержанию и ремонту такого муниципального жилья заканчиваются судебными спорами, так как в административном порядке, на основе действующего законодательства спор не разрешается, что нарушает права детей-сирот.
Также, в новом законодательстве введен специальный порядок учета органами опеки и попечительства данной категории детей, имеющих одно из перечисленных в части 4 статьи 8 ФЗ N 159-ФЗ оснований признания невозможности проживания, с 14 летнего возраста. Иной учет нуждаемости в обеспечении жильем детей-сирот при наличии оснований быть признанным нуждающимся в законодательстве не предусмотрен. Данной нормой определено возрастное ограничение права детей-сирот быть признанными нуждающимися в обеспечении жильем, что не только не оправдано, но и нарушает право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, быть своевременно признанными нуждающимися с момента возникновения права, и ставит их в неравное положение с детьми, имеющими родителей, право которых реализуется родителями с момента его возникновения, то есть при наличии оснований нуждаемости в жилье, вне зависимости от их возраста.
Данный учет предусмотрен органами опеки и попечительства. В соответствии с действующим законодательством было бы правомерно вести учет нуждаемости в обеспечении жильем данной категории с момента ее возникновения в период статуса как органами опеки и попечительства, так и органами местного самоуправления, на которые эти функции в отношении всех граждан возложены нормами ЖК РФ и ФЗ N 131. В конечном итоге обеспечиваются они жильем в особом порядке (фактически внеочередном) из специализированного муниципального жилого фонда органами местного самоуправления, что не отражено в ЖК РФ.
Отсутствие норм, регламентирующих право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, быть признанными нуждающимися в обеспечении жильем с момента возникновения права, состоять на учете до его реализации влечет нарушение их прав, что требует также соответствующего внесения изменений в законодательство.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в статью 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей"
Реализация федерального закона "О внесении изменений в статью 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" не повлечет расходов из федерального бюджета.
Перечень актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в статью 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей"
В связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в статью 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" не потребуется признания утратившими силу, приостановления, изменения, дополнения или принятия актов федерального законодательства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.