Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по государственному строительству и законодательству
на проект федерального закона N 436400-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации",
внесенный депутатами Государственной Думы И.И. Гильмутдиновым, И.Б. Богуславским, З.А. Аскендеровым, О.А. Ниловым, М.В. Емельяновым, Ф.С. Тумусовым, а также Р.Д. Курбановым, М.Х. Юсуповым, Д.Ю. Носовым, А.А. Агеевым, М.В. Брячаком, А.В. Тумановым, М.И. Сердюком, С.А. Дорониным, Д.Е. Горовцовым, А.Г. Тарнавским, В.А. Черешневым, В.Е. Шудеговым, А.В. Четвериковым, А.В. Казаковым, И.Э. Матхановым, О.Л. Михеевым в период исполнения ими полномочий депутатов Государственной Думы
Досье на проект федерального закона
Комитетом Государственной Думы по государственному строительству и законодательству рассмотрен проект федерального закона N 436400-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", внесенный депутатами Государственной Думы И.И. Гильмутдиновым, И.Б. Богуславским, З.А. Аскендеровым, О.А. Ниловым, М.В. Емельяновым, Ф.С. Тумусовым, а также Р.Д. Курбановым, М.Х. Юсуповым, Д.Ю. Носовым, А.А. Агеевым, М.В. Брячаком, А.В. Тумановым, М.И. Сердюком, С.А. Дорониным, Д.Е. Горовцовым, А.Г. Тарнавским, В.А. Черешневым, В.Е. Шудеговым, А.В. Четвериковым, А.В. Казаковым, И.Э. Матхановым, О.Л. Михеевым в период исполнения ими полномочий депутатов Государственной Думы.
Данный законопроект направлен на взаимоувязку и систематизацию правовых норм двух основных законодательных актов Российской Федерации, в рамках которых регулируются отношения, посвященные въезду и пребыванию в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства (Федерального закона от 15 августа 1996 года N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" и Федерального закона от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации"), - в части предусмотренных запретов на въезд и пребывание (проживание) в нашей стране отдельных категорий иностранных граждан и лиц без гражданства.
Представленным проектом федерального закона в статьи 7, 9 и 18 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" инициируются изменения, согласно которым в качестве дополнительного основания для отказа в выдаче или аннулирования иностранному гражданину или лицу без гражданства соответственно разрешения на временное проживание в Российской Федерации, вида на жительство в Российской Федерации или разрешения на работу в нашей стране предлагается закрепить случаи наличия у этих лиц неснятой или непогашенной судимости за совершение любого умышленного преступления на территории Российской Федерации или за её пределами, (признаваемого таковым в соответствии с федеральным законом), - что, мо мнению авторов законопроекта, должно обеспечить необходимую корреляцию норм обозначенных статей Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" с положением пункта 3 части первой статьи 27 Федерального закона от 15 августа 1996 года N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" (в редакции Федерального закона от 23 июля 2013 года N 224-ФЗ), где в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства, относящихся к вышеуказанной категории, (имеющих неснятую или непогашенную судимость за совершение любого умышленного - и признаваемого таковым в силу федерального закона - преступления на территории нашей страны или за её пределами), зафиксирован безусловный запрет на их въезд в Российскую Федерацию.
Комитет Государственной Думы по государственному строительству и законодательству обращает внимание, что представленный проект федерального закона уже несколько раз рассматривался на заседаниях Комитета по конституционному законодательству и государственному строительству Государственной Думы 6-ого созыва и по результатам итогового (на том момент) рассмотрения "14" апреля 2014 г., был рекомендован к принятию в 1-ом чтении.
Необходимость нового рассмотрения указанной законодательной инициативы Комитетом Государственной Думы по государственному строительству и законодательству обусловлена получением на неё в целом отрицательного Официального отзыва Правительства Российской Федерации от "16" июня 2014 г. N 3683п-П4, (согласно которому данный законопроект в представленной редакции не поддерживается), а также последующим появлением (после его внесения) существенных новаций в действующем законодательстве, связанных с принятием Федерального закона от 24 ноября 2014 г. N 357-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации", согласно которому предусмотрена замена ранее действовавшего механизма квотирования при привлечении к трудовой деятельности иностранных граждан, прибывших в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, на разрешительный порядок осуществления ими трудовой деятельности по патенту, - что, в свою очередь, вызвало потребность в дополнительной оценке тех положений рассматриваемого законопроекта, где предусматривается определённое изменение оснований для отказа в выдаче или аннулирования уже оформленных иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешений на работу в Российской Федерации, (что после вступления в силу названного Федерального закона от 24 ноября 2014 г. N 357-ФЗ практически утратило свою актуальность применительно именно к данным разрешительным документам).
В данной связи Комитет Государственной Думы по государственному строительству и законодательству отмечает, что рассматриваемый проект федерального закона соответствует Конституции Российской Федерации, не содержит каких-либо расхождений с международными договорами нашей страны и в основном согласуется с нормативными правовыми актами действующего законодательства Российской Федерации, однако имеет концептуальные разночтения с отдельными нормами и общей содержательной направленностью вышеупомянутого Федерального закона от 24 ноября 2014 г. N 357-ФЗ. При этом, как полагает Комитет по государственному строительству и законодательству, именно упомянутые разночтения рассматриваемого проекта федерального закона с отдельными нормами вышеупомянутого Федерального закона от 24 ноября 2014 г. N 357-ФЗ, в настоящее время препятствуют концептуальному одобрению представленной законодательной инициативы, поскольку, по мнению Комитета, они не могут быть устранены в случае возможного продолжения дальнейшей работы над ней.
Помимо этого, Комитет полагает, что общая содержательная направленность представленной законодательной инициативы не может считаться обоснованной, поскольку, например, предусматриваемое согласно этому проекту аннулирование разрешительных документов на право проживания в Российской Федерации применительно ко всем иностранным гражданам и лицам без гражданства, постоянно и временно проживающим в нашей стране, (и в силу этого уже достаточно близко связанных с Россией в правовом, социальном и ином отношении), но при том сравнительно недавно осужденных за совершение любого умышленного преступления на территории нашей страны или за её пределами, - является явно несоразмерным целям требуемой нейтрализации объективных угроз государству и обществу. (К тому же, при возникновении со стороны указанной категории лиц именно реальной угрозы они в любом случае могут быть удалены с территории Российской Федерации в силу нормы статьи 25.10 Федерального закона "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию", позволяющей принять в отношении их решение о нежелательности пребывания (проживания) в нашей стране.)
С учетом изложенного, Комитет Государственной Думы по государственному строительству и законодательству рекомендует Государственной Думе отклонить проект федерального закона N 436400-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", внесенный депутатами Государственной Думы И.И. Гильмутдиновым, И.Б. Богуславским, З.А. Аскендеровым, О.А. Ниловым, М.В. Емельяновым, Ф.С. Тумусовым, а также Р.Д. Курбановым, М.Х. Юсуповым, Д.Ю. Носовым, А.А. Агеевым, М.В. Брячаком, А.В. Тумановым, М.И. Сердюком, С.А. Дорониным, Д.Е. Горовцовым, А.Г. Тарнавским, В.А. Черешневым, В.Е. Шудеговым, А.В. Четвериковым, А.В. Казаковым, И.Э. Матхановым, О.Л. Михеевым в период исполнения ими полномочий депутатов Государственной Думы.
Настоящее Заключение утверждено Комитетом Государственной Думы по государственному строительству и законодательству "16" марта 2017 года.
Председатель Комитета |
П.В. Крашенинников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.