Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству
на проект федерального закона N 965487-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
(об обязательной видеозаписи судебного заседания),
внесенный Правительством Российской Федерации
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона N 965487-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (об обязательной видеозаписи судебного заседания) (далее - законопроект) внесен в Государственную Думу во исполнение указания Президента Российской Федерации от 6 декабря 2012 года N Пр-3258 о реализации принципа независимости судебных решений в части обеспечения объективной фиксации хода судебного разбирательства путем ведения его обязательной видеозаписи и федеральной целевой программы "Развитие судебной системы в России на 2013 - 2020 годы", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2012 года N 1406 и предусматривающей финансирование из средств федерального бюджета.
Законопроектом предлагается внести в Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации (статьи 228 и 229), Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации (статью 155) и Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации (статьи 204 и 205) изменения, предусматривающие установление обязательной видеозаписи судебного заседания.
Вступление в силу изменений, предлагаемых законопроектом, предполагается со дня его официального опубликования, за исключением положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (в редакции данного проекта федерального закона), которые вступают в силу по делам, подсудным федеральным судам, с 1 января 2018 года, а по гражданским делам, подсудным мировым судьям, - с 1 января 2019 года.
Концепция законопроекта поддерживается, поскольку его принятие будет способствовать повышению качества осуществления правосудия и обеспечению судебной защиты прав и законных интересов участников судопроизводства.
Вместе с тем по законопроекту имеются замечания правового характера.
По мнению Комитета, требуется урегулировать вопрос, касающийся определения правового статуса видеозаписи. В частности, необходимо уточнить, будет ли видеозапись иметь такое же доказательственное значение, как и письменный протокол судебного заседания, как быть в случае возникновения коллизий между видеозаписью и протоколом и станет ли отсутствие видеозаписи основанием для отмены судебных актов суда в судах вышестоящих инстанций, как это предусмотрено в отношении письменного протокола судебного заседания. Кроме того, не ясен порядок ознакомления с видеозаписью, порядок подачи замечаний на содержание видеозаписи, условия хранения видеозаписи, а также порядок контроля за ведением обязательной видеозаписи. Следует также уточнить в каких случаях видеозапись судебного заседания не ведется (при проведении закрытого судебного заседания, при рассмотрении дела в порядке приказного производства и упрощенного производства и т.д.).
Также Комитет считает необходимым разрешить вопросы, связанные с дополнительными расходами на реализацию законопроекта. Так, требует четкого представления за счет каких источников (текущее финансирование из средств федерального бюджета или финансирование из средств, выделенных на реализацию федеральной целевой программы "Развитие судебной системы в России на 2013 - 2020 годы") будут осуществляться данные расходы. Представляется также неопределенным вопрос о финансовом обеспечении мероприятий по введению обязательной видеозаписи судебных заседаний мировых судей. В соответствии со статьей 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" вопрос материально-технического обеспечения деятельности мировых судей относится к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым указанными органами самостоятельно за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации. Однако осуществление указанного полномочия согласно названной норме может также дополнительно финансироваться за счет средств федерального бюджета, в том числе в соответствии с федеральными целевыми программами.
Также следует отметить, что согласно статьям 1 и 5 Федерального закона от 08.01.1998 г. N 7-ФЗ "О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации" Судебный департамент осуществляет организационное обеспечение деятельности федеральных судов общей юрисдикции и федеральных арбитражных судов, но не мировых судей. В отношении мировых судей Судебным департаментом осуществляется лишь финансирование, связанное с обеспечением ежемесячного денежного вознаграждения и других выплат, обеспечением нуждающихся мировых судей жилыми помещениями, возмещением издержек, покрываемых за счет федерального бюджета, а также формирование единого информационного пространства федеральных судов и мировых судей.
Оснащение зданий и помещений, занимаемых мировыми судьями, техническими средствами, позволяющими осуществлять видеозапись, не входит в полномочия Судебного департамента по формированию единого информационного пространства.
Высказанные выше замечания можно учесть при подготовке законопроекта к рассмотрению Государственной Думой во втором чтении.
С учетом отмеченных замечаний Комитет Государственной Думы по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству поддерживает концепцию проекта федерального закона N 965487-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (об обязательной видеозаписи судебного заседания), внесенного в Государственную Думу Правительством Российской Федерации.
Председатель Комитета | П.В. Крашенинников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.