Заключение Счетной палаты РФ от 26 февраля 2016 г. N ЗСП-37/07-04
на проект федерального закона N 965483-6 "О внесении изменений в статью 259 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Заключение Счетной палаты Российской Федерации на проект федерального закона N 965483-6 "О внесении изменений в статью 259 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации" (далее -законопроект) подготовлено в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 41-ФЗ "О Счетной палате Российской Федерации" и решением Совета Государственной Думы (протокол от 18 января 2016 г. N 278).
Законопроектом, внесенным Правительством Российской Федерации, предлагается установить обязательность ведения видеозаписи судебного заседания в целях повышения гарантии вынесения судом законного, обоснованного и справедливого приговора и обеспечения судебной защиты прав и законных интересов участников уголовного судопроизводства.
В финансово-экономическом обосновании к законопроекту указано, что на его реализацию потребуются дополнительные расходы из федерального бюджета в размере не менее 1 965 050 тыс. рублей единовременно и 840 000 тыс. рублей ежегодно.
В целях обеспечения финансирования полного оснащения федеральных судов системами видеозаписи судебных заседаний предполагается внести изменения в федеральную целевую программу "Развитие судебной системы России на 2013 - 2020 годы" (далее - ФЦП), утвержденную постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2012 г. N 1406, изменяющие приоритезацию предусмотренных ею мероприятий.
В рамках действующей ФЦП предусматривается частичное оснащение системами видеозаписи залов судебных заседаний судов общей юрисдикции, однако она не содержит мероприятий по созданию федерального хранилища долгосрочного хранения видеозаписей, хранению видеозаписей, технической поддержке программно-технических средств видеозаписи, на реализацию которых потребуются дополнительные средства федерального бюджета примерно в сумме 200 000,0 тыс. рублей единовременно и 810 000,0 тыс. рублей ежегодно.
Пояснительная записка к законопроекту не дает четкого представления, за счет каких источников (текущее финансирование или средства ФЦП) будут осуществляться указанные расходы. Техническая поддержка программно-технических средств, как правило, осуществляется за счет средств федерального бюджета, предусмотренных на текущее финансирование Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации.
Кроме того, уменьшение финансирования отдельных мероприятий ФЦП в связи с необходимостью реализации законопроекта влечет риски недостижения ожидаемых конечных результатов ее реализации и показателей ее социально-экономической эффективности.
Также следует отметить, что предусмотренная законопроектом обязанность осуществления видеозаписи судебных заседаний распространяется и на уголовные дела, подсудные мировым судьям, и в соответствии с пояснительной запиской к законопроекту объем средств бюджетов субъектов Российской Федерации, необходимых для оснащения имеющихся 7637 залов судебных заседаний мировых судей системами видеозаписи и осуществления иных обеспечивающих мероприятий, составит, по предварительным оценкам, не менее 3 436 650 тыс. рублей единовременно и 790 000 тыс. рублей ежегодно.
Вместе с тем в соответствии со статьей 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" вопрос материально-технического обеспечения деятельности мировых судей относится к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации.
По указанному вопросу могут приниматься федеральные законы, однако не допускается включение в эти федеральные законы положений, которыми определяются объем и порядок осуществления расходов из бюджета субъекта Российской Федерации, необходимых для исполнения соответствующих полномочий органами государственной власти субъекта Российской Федерации.
Предлагаемая законопроектом норма окажет непосредственное влияние на объем расходов бюджетов субъектов Российской Федерации, что нарушает принцип самостоятельности бюджетов (статья 31 Бюджетного кодекса Российской Федерации), согласно которому недопустимо установление расходных обязательств, подлежащих исполнению за счет доходов и источников финансирования дефицитов других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
С учетом изложенного Счетная палата Российской Федерации, поддерживая законопроект концептуально, полагает, что финансовое обеспечение мероприятий по обязательному ведению видеозаписи судебного заседания, в том числе мировыми судьями, должно быть определено ко второму чтению.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.