Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по природным ресурсам, природопользованию и экологии
на проект федерального закона N 965342-6 "О внесении изменений в статьи 99 и 100 Лесного кодекса Российской Федерации"
(в части совершенствования правового регулирования возмещения вреда, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства),
внесенный Правительством Российской Федерации
Досье на проект федерального закона
Приложение
к решению Комитета от 17.03.2016 г. N 126.1
Комитет Государственной Думы по природным ресурсам, природопользованию и экологии рассмотрел проект федерального закона N 965342-6 "О внесении изменений в статьи 99 и 100 Лесного кодекса Российской Федерации" (в части совершенствования правового регулирования возмещения вреда, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства), внесенный Правительством Российской Федерации, и отмечает следующее.
Законопроект разработан в связи с принятием постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 2 июня 2015 года N 12-П. Конституционным Судом Российской Федерации выявлена неопределенность нормативно-правового регулирования лесных отношений в части установления соотношения размера подлежащего возмещению вреда, причиненного нарушением лесного законодательства, и расходами, понесенными причинителем вреда при устранении допущенного правонарушения.
При этом Конституционным Судом Российской Федерации отмечена необходимость соблюдения надлежащего баланса между законными интересами лица, добросовестно реализующего соответствующие меры, и публичным интересом, состоящим в максимальной компенсации вреда, причиненного лесам. Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, для достижения такого баланса принципиальное значение имеет определение соотношения между обязанностью причинителя вреда принять меры по ликвидации последствий загрязнения (устранению выявленного нарушения) и его обязанностью компенсировать вред, причиненный окружающей среде, в частности установление того, должны ли учитываться расходы, понесенные причинителем вреда на ликвидацию последствий загрязнения, при расчете размера подлежащей взысканию компенсации.
Законопроект закрепляет обязательность учета расходов, понесенных лицом, нарушившим лесное законодательство, при возложении на такое лицо обязанности по возмещению вреда, причиненного соответствующим нарушением. В этой связи часть 2 статьи 100 Лесного кодекса Российской Федерации предлагается дополнить соответствующим требованием о включении в содержание утверждаемой Правительством Российской Федерации методики исчисления размера вреда, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства, порядка и условий учета фактических затрат по устранению нарушений лесного законодательства, понесенных лицом, причинившим вред лесам.
Комитет, концептуально поддерживая рассматриваемый законопроект, а также вцелом необходимость совершенствования правового регулирования вопросов возмещения вреда, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства, в то же время отмечает, что полноценное решение соответствующих правовых коллизий требует значительно более глубокой проработки и комплексных изменений в Лесной кодекс Российской Федерации.
В частности, согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, основной задачей государства как регулятора соответствующих правоотношений является достижение баланса частных и публичных интересов в экономической сфере и в сфере обеспечения экологической безопасности путем установления правового регулирования, ориентированного на профилактику экологических правонарушений и на стимулирование щадящих по отношению к окружающей среде методов хозяйствования в целях так называемого экосовместимого экономического развития, что предполагает использование как частноправовых, так и публично-правовых методов регулирования, включающих широкий набор правовых средств (административных, фискальных и других).
Особенности экологического ущерба, прежде всего неочевидность причинно-следственных связей между негативным воздействием на природную среду и причиненным вредом, предопределяют трудность или невозможность возмещения вреда в натуре и исчисления причиненного вреда, и в силу этого - условность оценки его размера. Кроме того, ущерб, причиненный экологическим правонарушением, отличает сложность его проявлений: он включает, экологический вред окружающей среде, вред, причиняемый здоровью человека (социальный вред), и вред имуществу, находящемуся в частной или публичной собственности (экономический вред).
Лесное законодательство регулирует отношения в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов исходя из понятия о лесе как об экологической системе или как о природном ресурсе (статья 5 Лесного кодекса Российской Федерации).
В силу двойственности понятия "лес" при регулировании отношений по возмещению вреда в тех случаях, когда лес рассматривается как экосистема, превалирует экологический фактор и проявляются особенности особой экологической ответственности, предполагающей расходы на восстановление всех компонентов экосистемы на поврежденном участке. Если же речь идет о лесе как о природном ресурсе, то лес рассматривается в качестве экономической категории, а потому в причиненный ущерб включается стоимость утраченных компонентов, что характерно для компенсаторной функции, выполняемой гражданским законодательством.
Особого внимания заслуживает также вопрос об изменении инвестиционной привлекательности и имущественной ценности соответствующих лесных участков и лесных насаждений в результате причинения вреда лесам, в частности, в результате такого вида негативного воздействия как загрязнение.
Соответственно, при регулировании отношений по возмещению вреда, причиненного лесам, в том числе при определении его объемов и структуры, необходим учет свойств леса и как природного ресурса, и как экологической системы, а при оценке причиненного вреда - учет всех негативных последствий, возникших в результате правонарушения. Поэтому для исчисления размера возмещения причиненного лесам вреда должны приниматься во внимание имущественная ценность леса, которая устанавливается на основе таких показателей, как рыночная или кадастровая стоимость, и его экологическая ценность, определяемая исходя из присущих лесам свойств - уникальности, способности к возобновлению, заменимости, местоположения и др.
Следует отметить, что в действующей редакции главы 13 Лесного кодекса Российской Федерации "Ответственность за нарушение лесного законодательства" напрямую указаны лишь административная и уголовная ответственность за соответствующие правонарушения. В этой связи представляется целесообразной структурная и содержательная переработка указанной главы, предусматривающая включение не бланкетных, как предлагается законопроектом, а норм прямого действия, посвященных иным видам юридической ответственности в соответствующей сфере. При этом видится необходимым увязать вводимое правовое регулирование с механизмами оценки лесов, предусмотренными статьей 95 Лесного кодекса Российской Федерации, а также с инструментами возмещения вреда окружающей среде, предусмотренными законодательством в области охраны окружающей среды.
Комитет Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию и Правовое управление Аппарата Государственной Думы, представившие заключения на законопроект, не имеют концептуальных замечаний правового характера к его содержанию и поддерживают принятие законопроекта в первом чтении. Государственно-правовое Управление Президента Российской Федерации считает законопроект нуждающимся в существенной доработке, которая может быть осуществлена после принятия его в первом чтении.
С учетом изложенного, Комитет по природным ресурсам, природопользованию и экологии считает необходимым поддержать проект федерального закона N 965342-6 "О внесении изменений в статьи 99 и 100 Лесного кодекса Российской Федерации" (в части совершенствования правового регулирования возмещения вреда, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства), внесенный Правительством Российской Федерации, при условии его доработки ко второму чтению с учетом изложенных в заключении замечаний и предложений, и рекомендует Государственной Думе принять его в первом чтении.
Председатель комитета | В.И. Кашин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.