Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по аграрным вопросам
на проект федерального закона N 1007443-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" и иные законодательные акты Российской Федерации"
(в части совершенствования порядка изъятия земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения при их ненадлежащем использовании)
внесен депутатами Государственной Думы С.Е. Нарышкиным, С.И. Неверовым, В.А. Васильевым, Г.В. Куликом, Н.В. Панковым, членом Совета Федерации Г.А. Горбуновым и др.
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по аграрным вопросам (Комитет-соисполнитель) рассмотрел в соответствии с Решением Совета Государственной Думы от 14.03.2016 N 287 проект федерального закона N 1007443-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" и иные законодательные акты Российской Федерации" (в части совершенствования порядка изъятия земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения при их ненадлежащем использовании), внесенный депутатами Государственной Думы С.Е. Нарышкиным, С.И. Неверовым, В.А. Васильевым, Г.В. Куликом, Н.В. Панковым, членом Совета Федерации Г.А. Горбуновым и др.
Целью законопроекта является совершенствование оборота земель сельскохозяйственного назначения. Для этого авторами предлагается ряд мер, направленных на стимулирование собственников вовлекать в оборот неиспользуемые земельные участки сельскохозяйственного назначения или продавать их для целей сельскохозяйственного производства.
Комитет отмечает, что законопроект направлен на комплексное решение задачи определенной Президентом Российской Федерации В.В. Путиным в Послании Федеральному Собранию Российской Федерации 3 декабря 2015 года и учитывает интересы всех участников оборота земель сельскохозяйственного назначения.
В частности, законопроект предусматривает сокращение с пяти до двух лет срока, по истечении которого земельный участок может быть изъят у собственника, в случае если он не используется для сельскохозяйственного производства.
Также в соответствии с проектируемыми изменениями в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении собственников, не использующих или использующих сельскохозяйственные земли ненадлежащим образом, устанавливаются административные штрафы:
- на граждан в размере от 0,3 до 0,5 процента кадастровой стоимости земельного участка, но не менее трех тысяч рублей;
- на должностных лиц от 0,5 до 1,5 процента кадастровой стоимости земельного участка, но не менее пятидесяти тысяч рублей;
- на юридических лиц - от 2 до 10 процентов кадастровой стоимости земельного участка, но не менее двухсот тысяч рублей.
Законопроект обязывает органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации в месячный срок со дня поступления от Россельхознадзора материалов о неустранении правонарушений, связанных с ненадлежащим использованием или неиспользованием земельного участка, обратиться в суд с требованием об изъятии участка и его продаже на торгах.
В случае, если земельный участок не пригоден для производства сельскохозяйственной продукции, его начальная цена может быть уменьшена на величину расходов, связанных с проведением культуртехнических работ, но не более чем на 25 процентов.
Если торги по продаже земельного участка не состоялись, через месяц проводятся повторные. При этом начальная цена снижается на 20 процентов. Если повторные торги также не состоялись, участок может быть приобретен в муниципальную собственность по цене, равной 50 процентов от начальной цены повторных торгов.
Комитет поддерживает концепцию данного законопроекта, и считает, что он будет способствовать более эффективному управлению землями сельскохозяйственного назначения, позволит сохранить их плодородие в долгосрочной перспективе. Также необходимо отметить, что вовлечение неиспользуемых земель в оборот создаст необходимые условия для роста объемов производства сельхозпродукции и послужит стимулом для дальнейшего развития агропромышленного комплекса страны.
Вместе с тем Комитет отмечает, абзац третий подпункта "е" пункта 2 статьи 3 законопроекта устанавливает, что начальная цена земельного участка на торгах определяется на основе кадастровой стоимости, а также предусматривается возможность определения стоимости по рыночной цене по ходатайству собственника и решению органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Принимая во внимание, что в ряде регионов кадастровая стоимость земли может кратно превышать рыночную стоимость, формирование начальной цены на основе кадастровой стоимости может привести к завышению реальной цены на земельные участки и снижению интереса потенциальных сельхозтоваропроизводителей при их реализации на торгах. Например, средняя кадастровая стоимость земельных участков в Орловской области составляет 80-90 тыс. рублей за гектар, а примерная рыночная стоимость - 30-35 тыс. рублей за гектар.
В связи с этим, при подготовке законопроекта ко второму чтению, считаем целесообразным рассмотреть возможность закрепления права определения механизма формирования (по кадастровой или по рыночной цене) начальной цены изъятого участка за органами судебной власти.
Учитывая изложенное, Комитет Государственной Думы по аграрным вопросам поддерживает концепцию проект федерального закона N 1007443-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" и иные законодательные акты Российской Федерации" (в части совершенствования порядка изъятия земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения при их ненадлежащем использовании) и рекомендует Государственной Думе принять указанный законопроект в первом чтении.
Председатель Комитета | Н.В. Панков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.