Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству от 23 октября 2015 г. N 204
на проект федерального закона N 405690-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об электроэнергетике" и статью 27 Федерального закона "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в части исключения положений о предоставлении органам государственной власти и органам местного самоуправления права введения социальных норм потребления населением энергетических ресурсов),
внесенный депутатами Государственной Думы О.Г. Дмитриевой, И.Д. Грачевым и другими
Досье на проект федерального закона
В соответствии с решением Совета Государственной Думы от 10.02.2014 года (выписка из протокола N 146, п. 70) Комитет Государственной Думы по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству (соисполнитель) рассмотрел проект федерального закона N 405690-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об электроэнергетике" и статью 27 Федерального закона "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в части исключения положений о предоставлении органам государственной власти и органам местного самоуправления права введения социальных норм потребления населением энергетических ресурсов), внесенный депутатами Государственной Думы О.Г. Дмитриевой, И.Д. Грачевым и другими (далее - законопроект), в рамках своей компетенции.
Законопроектом предлагается исключить из Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" понятие "социальная норма потребления электрической энергии", исключить из полномочий Правительства Российской Федерации утверждение порядка установления и применения социальной нормы потребления электрической энергии (мощности).
Путем внесения изменений в Федеральный закон от 23.11.2009, N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" предлагается исключить право органов государственной власти, органов местного самоуправления устанавливать социальную норму потребления населением энергетических ресурсов.
Одним из законодательных принципов государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике является баланс экономических интересов поставщиков и потребителей электрической энергии (ст. 6 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике"). Вместе с тем тарифы для населения всегда устанавливались и в настоящее время устанавливаются, как правило, на уровне, ниже экономически обоснованного. Так называемое перекрестное субсидирование - установление "пониженных" регулируемых тарифов для населения за счет установления "повышенных" тарифов для прочих потребителей (в первую очередь, промышленность). Перекрестное субсидирование - вынужденная мера, которая позволяет сдерживать рост тарифов для населения.
Эксперимент по введению социальной нормы потребления электроэнергии начался 1 сентября 2013 года в шести субъектах Российской Федерации (Орловской, Ростовской, Нижегородской, Владимирской областях, Забайкалье и Красноярском крае). Размеры по социальной норме по указанным регионам значительно варьировались, что не могло не сказаться на результатах эксперимента.
Сокращение размера перекрестного субсидирования в первый год применения социальной нормы не достигается ввиду необходимости снижения тарифа в пределах социальной нормы и ограничения роста тарифа сверх социальной нормы во избежание его резкого роста.
Механизм социального нормирования предоставляет возможность снизить перекрестное субсидирование только в случае установления реальных, а не завышенных величин социальной нормы. Результат будет зависеть также от того, какие тарифы будут установлены за потребление сверх социальной нормы и с какой скоростью они будут доведены до экономически обоснованного уровня.
Применение субъектами Российской Федерации социальной нормы потребления должно осуществляться с учетом реального состояния дел, доходов населения, состояния жилищного фонда, всех особенностей региона (социальных, климатических, экономических), что позволит защитить большинство граждан и сделать для них социальные нормы энергопотребления доступными и выгодными.
Результаты мониторинга показали неоднозначные выводы. В ряде регионов введение социальной нормы позволило снизить плату за электроэнергию для определенных групп населения. Например, в Ростовской области, тарифы на электрическую энергию в пределах социальной нормы для населения были снижены на 3,3% по отношению к ранее действовавшим.
Вместе с тем опыт реализации пилотных проектов выявил необходимость дополнительной социальной поддержки многодетных семей, инвалидов, детей-инвалидов, а также пенсионеров в рамках применения социальной нормы.
Данный механизм может работать только при безусловном обеспечении принципа социальной справедливости.
Семьям (жителям), имеющим невысокий достаток и, как правило, незначительный объем потребления электрической энергии должна гарантироваться поставка необходимого и достаточного объема электрической энергии по базовой (сниженной) цене (тарифу).
При этом граждане, имеющие более высокий достаток и большой объем потребления коммунальной услуги, оплачивают потребление сверх социальной нормы по цене, выше базовой (экономически обоснованной).
Планировалось, что с 01.07.2014 социальная норма будет введена по всей стране. Однако введение данного механизма оказалось преждевременным.
Постановлением Правительства РФ от 25.02.2014 N 136 этот срок был перенесен на 01.07.2016 года, скорректированы некоторые правила установления и применения социальной нормы.
Как представляется, вопрос заключается, в первую очередь, в эффективности применения данного механизма в субъектах Российской Федерации с учетом обеспечения адресной социальной защиты населения.
С учетом изложенного Комитет Государственной Думы по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству считает, что дальнейшее законодательное совершенствование вопросов платы граждан за коммунальные услуги, включая электроэнергию, должно быть связано с необходимостью системного совершенствования порядка государственного регулирования на федеральном уровне в целях ограничения совокупного платежа граждан.
Председатель Комитета | Г.П. Хованская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.