Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 195518-7 "О внесении изменений в статью 426 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и статью 786 части второй Г ражданского кодекса Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Гражданская авиация все чаще сталкивается с чрезвычайными ситуациями, причиной которых являются случаи противоправного поведения отдельных пассажиров на борту воздушного судна, представляющего опасность как для жизни и здоровья других пассажиров, так и для безопасности полетов в целом.
По информации, предоставленной крупнейшими авиакомпаниями, за последнее десятилетие ими было зафиксировано более 3 тысяч нарушений правил поведения на борту воздушного судна, в том числе грубых нарушений вплоть до нападения и физического воздействия на бортпроводников и других пассажиров. При этом все перевозчики отмечают тенденцию к росту числа случаев агрессивного поведения пассажиров на борту воздушного судна, а также вынужденных посадок воздушных судов, причиной которых являлись случаи опасного поведения так называемых деструктивных пассажиров.
В целях предотвращения подобных случаев, помимо усиления уголовной и административной ответственности за противоправное поведение на борту воздушного судна, авиакомпаниям необходимо предоставить право отказывать в заключении договора воздушной перевозки пассажира, если гражданин внесен данным перевозчиком в реестр лиц, воздушная перевозка которых ограничена, за совершение ими прежде серьезного правонарушения на борту воздушного судна, создавшего угрозу безопасности полета воздушного судна, жизни или здоровью других лиц либо повлекшего причинение вреда жизни или здоровью других лиц.
Для реализации данного положения необходимо внести изменения в гражданское законодательство Российской Федерации в части закрепления в нем исключения из общего правила о недопустимости отказа в заключении публичного договора, каковым является договор воздушной перевозки пассажира.
В связи с изложенным предлагается внести изменения в абзац первый пункта 3 статьи 426 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации, установив, что отказ лица, осуществляющего предпринимательскую или иную приносящую доход деятельность, от заключения публичного договора при наличии возможности предоставить потребителю соответствующие товары, услуги, выполнить для него соответствующие работы не допускается, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 4 статьи 786 настоящего Кодекса.
Статью 786 части второй Гражданского кодекса Российской Федерации предлагается дополнить пунктом 4, указав, что в случаях, предусмотренных Воздушным кодексом Российской Федерации, перевозчик или лицо, уполномоченное перевозчиком на заключение договора воздушной перевозки пассажира, вправе отказать в заключении договора воздушной перевозки пассажира в целях защиты прав и законных интересов лиц и организаций.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в статью 426 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и статью 786 части второй Г ражданского кодекса Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в статью 426 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и статью 786 части второй Гражданского кодекса Российской Федерации" не потребует дополнительных расходов из федерального бюджета.
Перечень актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в статью 426 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и статью 786 части второй Гражданского кодекса Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в статью 426 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и статью 786 части второй Гражданского кодекса Российской Федерации" не потребует внесения изменений в другие акты федерального законодательства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.