Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 249505-7 "О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Настоящий законопроект подготовлен в рамках реализации предложений Президента РФ, озвученных в Послании Федеральному Собранию от 1 декабря 2016 года и с учетом Рекомендаций участников Парламентских слушаний, состоявшихся в Государственной Думе 18 июля 2017 года.
Президентом Российской Федерации в Послании Федеральному Собранию от 1 декабря 2016 года поставлена главная задача налоговой политики: "мы должны так ориентировать нашу налоговую систему, чтобы она работала на главную цель: на стимулирование деловой активности, на рост экономики и инвестиций, создавала конкурентные условия для развития наших предприятий".
Для достижения целей, поставленных Президентом Российской Федерации, необходимо использование мер налогового стимулирования, снижение административной нагрузки на бизнес и обеспечение стабильности и предсказуемости системы налогообложения.
Предлагаемый законопроект включает в себя первоочередные меры, по мнению экспертного и бизнес-сообщества, для создания стабильной налоговой системы на долгосрочный период, выявленные в ходе обсуждений в рабочей группе по "настройке" налоговой системы, созданной в Государственной думе с участием ведущих бизнес-объединений и экспертов.
Представляется необходимым пересмотреть подходы к мероприятиям налогового контроля. Действующая система регулирования налогового контроля была сформирована более 15 лет назад. За это время и в экономической жизни страны, и в организационной контрольной работе налоговых органов произошли колоссальные изменения. Появились новые инструменты контроля, новые формы контроля. Налоговый контроль вышел на качественно иной уровень эффективности, который позволяет сегодня пересмотреть прежние формы налогового контроля. Законопроект предлагает сократить сроки проведения камеральной проверки, учитывая современные системы контроля финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщиков.
Также предлагается установить правило, согласно которому предметом повторной выездной налоговой проверки на основании уточненной налоговой декларации с уменьшением исчисленной суммы налога может быть только обоснованность уменьшения налога на основании измененных в уточненной декларации сведений.
В целях обеспечения объективного и всестороннего рассмотрения материалов выездной или камеральной налоговой проверки предлагается уточнить процедуру рассмотрения материалов, полученных налоговыми органами в ходе дополнительных мероприятий налогового контроля. Предлагается, что по итогам дополнительных мероприятий налогового контроля будет составляться отдельный акт, в котором проверяющие будут фиксировать суть самих контрольных мероприятий, а также свои выводы, сделанные по итогам этих мероприятий налогового контроля. Налогоплательщик получает возможность ознакомиться с таким актом и подготовить возражения по содержащимся в нем доводам. Это, в свою очередь, позволит повысить объективность выносимого руководителем (заместителем руководителя) налогового органа решения по проверке.
В целях снижения административных барьеров при обосновании нулевой ставки НДС по операциям, связанным с экспортом товаров за рубеж, предлагается оптимизировать список документов, обосновывающих право на применения такой ставки. В частности, предлагается:
- исключить норму, согласно которой нулевая ставка налога применяется только в том случае, если покупателем экспортируемых товаров является иностранное лицо. С точки зрения налогового контроля, данное требование закона сегодня не имеет смысла. Однако создает дополнительное обременение для экспортеров и заставляет российские компании, осуществляющие активную деятельность за рубежом, создавать иностранные юридические лица исключительно ради формального выполнения нормы закона;
- исключить товаросопроводительные документы из списка документов, обосновывающих право на применение ставки 0% при вывозе товаров за рубеж. И налоговые, и таможенные органы сегодня имеют возможность убедиться в реальности пересечения таможенной границы России экспортируемым товаров, не прибегая к исследованию товаросопроводительных документов;
- ввести в статью 165 НК РФ норму, аналогичную норме статьи 93 НК РФ, согласно которой документы, представленные в налоговый орган, не подлежат повторному представлению. Это позволит не представлять повторно копии долгосрочных контрактов (договоров), которые уже представлялись в налоговые органы в соответствии со статьей 165 НК РФ одновременно с налоговыми декларациями за предыдущие налоговые периоды;
- исключить признак обладания правом собственности (аренды) на вагоны, используемые в международных перевозках, как условие применения ставки 0%. Вещное право на имущество, с помощью которого выполняются услуги по предоставлению вагонов, не влияет на суть самой услуги и не должно влиять на налоговые последствия этой услуги по предоставлению вагонов мод международную перевозку;
Опыт применения законодательства о налоговом контроле цен и практика первых проверок по новому закону, прошедших в 2015-2016 годах, позволяют сформулировать предложения по усовершенствованию правовых конструкций раздела V-l НК РФ. А именно:
- предлагается сократить перечень внутрироссийских сделок, подлежащих налоговому контролю цен, за счет повышения порога контролируемых внутрироссийских сделок до 3 млрд. рублей (в настоящее время этот порог - 1 млрд. рублей). Эта мера позволит налоговым органам сфокусировать свое внимание на крупных сделках, имеющих важное значение для бюджетной системы, не отвлекаясь на контроль цен по мелким операциям. Кроме того, это позволит освободить и налогоплательщиков от обязанности составления документации и направления уведомлений в налоговые органы по небольшим сделкам, не представляющим существенного риска для бюджетной системы;
- предлагается установить суммовой порог по выручке для отнесения сделок с иностранными взаимозависимыми лицами к категории контролируемых сделок. В настоящее время такое порог не установлен, а это значит, что любая внешнеторговая сделка (за исключением сделок с резидентами офшоров), свершенная даже на незначительную сумму, попадает в разряд контролируемых сделок. В целях повышения эффективности налогового контроля со стороны налоговых органов и снижения издержек бизнеса предлагается установить суммовой порог для признания контролируемыми сделок с иностранными взаимозависимыми лицами на уровне 60 млн. руб.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации" не потребует расходов, покрываемых за счет федерального бюджета Российской Федерации и бюджетов субъектов Российской Федераций.
Перечень актов федерального законодательства и иных нормативных правовых актов, подлежащих принятию, изменению, приостановлению или признанию утратившими силу, в связи с принятием федерального закона "О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации" не потребует принятия, изменения, приостановления или признания утратившими силу актов федерального законодательства, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.