Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по региональной политике и проблемам Севера и Дальнего Востока
на проект федерального закона N 984418-6 "О внесении изменений и дополнений в статью 33 Федерального закона "О страховых пенсиях",
внесенного депутатами Государственной Думы Н.Р. Петуховой, О.Г. Дмитриевой, И.Д. Грачевым, А.Д. Крутовым
(в период исполнения ими депутатских полномочий)
Комитет Государственной Думы по региональной политике и проблемам Севера и Дальнего Востока рассмотрел в пределах своей компетенции проект федерального закона N 984418-6 "О внесении изменений и дополнений в статью 33 Федерального закона "О страховых пенсиях".
Данным законопроектом предлагается внести в статью 33 Федерального закона от 28.12.2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" изменения и дополнения, которые позволят при определении специального северного трудового стажа для досрочного назначения страховой пенсии в случае отсутствия права на военную пенсию за выслугу лет, суммировать периоды военной службы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях с работой в северных регионах.
Предлагается также дополнить статью 33 частью 3, предусмотрев возможность засчитывать в северный стаж периоды военной службы для досрочного назначения страховой пенсии при увольнении со службы только по следующим основаниям: достижение предельного возраста пребывания на службе, по состоянию здоровья, в связи с организационно-штатными мероприятиями.
В действующем пенсионном законодательстве периоды прохождения военной службы засчитываются в общий трудовой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности (пункт 1 части 1 статьи 12 Федерального закона от 28.12.2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях"). Это важно для граждан. досрочно уволенных с военной службы и не имеющих права на военную пенсию за выслугу лет. Однако зачет периодов военной службы на Севере в специальный северный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии: женщинам в 50 лет, мужчинам - в 55 не предусмотрен.
Отмечая важность и актуальность поднимаемого авторами вопроса, комитет обращает внимание на следующее.
Бывший военнослужащий (сотрудник внутренних дел и т.п.), прослуживший в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, не достигший специального стажа, дающего право на досрочное назначение пенсий, не имеет никаких пенсионных льгот. Ни тех, которые установлены военнослужащим, в том числе дополнительно за службу в северных регионах, ни тех, которые имеют граждане за работу в этих регионах, в том числе, права на более ранний выход на пенсию.
Трудовая деятельность и военная служба не равноценны по объему и характеру психофизических затрат при их осуществлении. Военная служба, особенно в условиях Севера, требует не меньше, а зачастую и больше затрат сил и энергии, чем любая другая работа в северных регионах.
Обращаем внимание на то, что в соответствии с "Основами государственной политики Российской Федерации в Арктике до 2020 года" в Арктическом регионе уже началось восстановление военной инфраструктуры. По мнению комитета, внесение изменений в действующее пенсионное законодательство в части учета военной службы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях при досрочном назначении страховой пенсии послужит дополнительным инструментом привлечения квалифицированных кадров при формировании новых соединений и воинских частей, входящих в перспективный боевой состав Вооруженных сил Российской Федерации.
Вместе с тем, реализация положений законопроекта предполагает расширение круга лиц, имеющих право на досрочное пенсионное обеспечение, что потребует дополнительных средств федерального бюджета.
В соответствии с требованиями Федерального закона (пункт 2 статьи 7) и Бюджетного кодекса Российской Федерации (пункт 1 статьи 83) при внесении в Федеральный закон изменений, требующих увеличения расходов на выплату страховых пенсий, фиксированной выплаты к страховой пенсии и повышений фиксированной выплаты к страховой пенсии, должен быть определен конкретный источник и порядок финансового обеспечения дополнительных расходов, а также в обязательном порядке принимаются федеральные законы о внесении необходимых изменений в федеральные законы о федеральном бюджете и бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации.
Параметры федерального бюджета на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов и бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов утверждены без учета положений данного законопроекта, поэтому требуется его согласование с пунктом 1 статьи 83 Бюджетного кодекса Российской Федерации, в соответствии с которым в случае принятия федерального закона либо другого нормативного правового акта, предусматривающего увеличение расходных обязательств по существующим видам расходных обязательств или введение новых видов расходных обязательств, которые до его принятия не исполнялись ни одним публично-правовым образованием, указанный нормативный правовой акт должен содержать нормы, определяющие источники и порядок исполнения новых видов расходных обязательств, в том числе в случае необходимости порядок передачи финансовых ресурсов на новые виды расходных обязательств в соответствующие бюджеты бюджетной системы Российской Федерации.
Исходя из вышеизложенного, Комитет Государственной Думы по региональной политике и проблемам Севера и Дальнего Востока поддерживает концепцию законопроекта N 984418-6 "О внесении изменений и дополнений в статью 33 Федерального закона "О страховых пенсиях".
Председатель комитета | Н.М. Харитонов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.