Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по труду, социальной политике и делам ветеранов
на проект федерального закона N 841810-6 "О внесении изменения в статью 68 Трудового кодекса Российской Федерации",
внесенный Законодательным Собранием Республики Карелия
Досье на проект федерального закона
Проектом федерального закона N 841810-6 "О внесении изменения в статью 68 Трудового кодекса Российской Федерации" (далее - законопроект) предлагается дополнить статью 68 Трудового кодекса Российской Федерации ("Оформление приема на работу") положениями, устанавливающими обязанность работодателя при приеме на работу работника предоставлять ему информацию о вариантах пенсионного обеспечения застрахованных лиц и правопреемстве пенсионных накоплений.
В законопроекте не учитывается, что отношения, связанные с информированием граждан по вопросам государственного пенсионного обеспечения, обязательного и дополнительного пенсионного страхования, негосударственного пенсионного обеспечения, являются предметом регулирования не трудового, а пенсионного законодательства.
В частности, в соответствии с положениями статьи 13 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" Пенсионный фонд Российской Федерации обязан бесплатно консультировать застрахованных лиц и страхователей по вопросам обязательного пенсионного страхования и организовывать такое консультирование через свои территориальные органы.
В соответствии с положениями статьи 10 Федерального закона от 24 июля 2002 года N 111-ФЗ "Об инвестировании средств для финансирования накопительной пенсии в Российской Федерации" Пенсионный фонд Российской Федерации обязан информировать застрахованных лиц об их правах при формировании и инвестировании средств накопительной пенсии путем размещения информации на официальных сайтах Пенсионного фонда Российской Федерации и его территориальных органов и в средствах массовой информации, при личном обращении застрахованных лиц в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации, а также путем направления застрахованным лицам информации в форме электронного документа с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, доступ к которым не ограничен определенным кругом лиц, включая единый портал государственных и муниципальных услуг.
В настоящее время на официальном сайте Пенсионного фонда Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" специалисты Пенсионный фонд Российской Федерации осуществляют онлайн-консультирование граждан, организована работа центра бесплатного телефонного консультирования. Ежедневно указанный сайт посещают более 70 тысяч пользователей.
Помимо этого активным каналом распространения информации о пенсионных правах граждан служат страницы Пенсионного фонда Российской Федерации в социальных сетях "Твиттер", "Одноклассники", "Вконтакте" и "Фейсбук". По данным Пенсионного фонда Российской Федерации в 2015 году на страницах указанных информационных ресурсов было размещено более 300 информационно-разъяснительных материалов и 5 тысяч ответов на вопросы граждан.
Ежегодно Пенсионный фонд Российской Федерации издает специальное учебное пособие "Все о будущей пенсии: для учебы и жизни". Всего в 2015 году при участии указанного фонда было выпущено 52 вида полиграфической продукции общим тиражом более 17,7 млн. экземпляров.
В бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации регулярно предусматриваются расходы на проведение среди населения информационно-разъяснительной работы, в том числе в рамках Программы по повышению пенсионной и социальной грамотности молодежи "Будущая пенсия зависит от тебя!".
В 2016 год на финансовое обеспечение проведения среди населения информационно-разъяснительной работы, издание полиграфической продукции по актуальным вопросам пенсионного и социального обеспечения из бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации планируется направить более 600 млн. рублей.
Информирование граждан по вопросам нормативного правового регулирования пенсионного обеспечения может предусматриваться в нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации, в коллективных договорах и соглашениях.
Такое информирование, в частности, предусматривается в "Отраслевом соглашении по агропромышленному комплексу Российской Федерации на 2015 - 2017 годы", "Отраслевом соглашении между Министерством культуры Российской Федерации и Российским профсоюзом работников культуры на 2015 - 2017 годы" и др.
Учитывая изложенное, улучшение информирования граждан по вопросам пенсионного обеспечения может осуществляться без внесения предлагаемых законопроектом изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации.
Комитет Совета Федерации по социальной политике в отзыве на законопроект его концепцию не поддерживает и отмечает, что устанавливая новую обязанность для работодателя, законопроект не предусматривает механизм ее реализации, а также не учитывает ресурсные возможности работодателей.
Правительство Российской Федерации в официальном отзыве на законопроект его принятие не поддерживает и, в частности, отмечает, что законодательство Российской Федерации не содержит запретов на предоставление работодателем работнику информации о вариантах пенсионного обеспечения и правопреемстве пенсионных накоплений.
На законопроект поступили положительные отзывы органов государственной власти трех субъектов Российской Федерации и отрицательные отзывы органов государственной власти одного субъекта Российской Федерации, мнение органов государственной власти остальных субъектов Российской Федерации не выражено.
С учетом изложенного Комитет по труду, социальной политике и делам ветеранов рекомендует Государственной Думе отклонить проект федерального закона N 841810-6 "О внесении изменения в статью 68 Трудового кодекса Российской Федерации" при его рассмотрении в первом чтении.
Председатель комитета | О.Ю. Баталина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.