Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по труду, социальной политике и делам ветеранов
на проект федерального закона N 1183613-6 "О внесении изменений в статью 331 Трудового кодекса Российской Федерации в целях лишения права на занятие педагогической деятельностью граждан, совершивших правонарушение, связанное с подготовкой и проведением выборов"
(внесен депутатом Государственной Думы В.Ф. Рашкиным, а также С.П. Обуховым в период исполнения им полномочий депутата Государственной Думы)
Досье на проект федерального закона
Как указано в пояснительной записке, рассматриваемый проект федерального закона "подготовлен в целях отстранения от образовательной деятельности педагогических работников, виновных в нарушении принципов одного из фундаментальных демократических институтов - выборов".
С этой целью законопроектом предусматривается дополнение норм ч. 2 и ч. 3 ст. 331 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ).
Часть 2 ст. 331 ТК РФ, закрепляющую перечень лиц, которые не допускаются к педагогической деятельности, предлагается дополнить абзацем седьмым следующего содержания: "совершившие административные правонарушения, предусмотренные статьями 5.1, 5.6, 5.11, 5.22, 5.24, 5.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях".
Изменения, вносимые в ч. 3 ст. 331 ТК РФ, по мнению авторов законопроекта, позволят не допускать к педагогической деятельности лиц, имевших судимость за совершение преступлений небольшой тяжести и преступлений средней тяжести, по решению комиссии по делам несовершеннолетних, если эти преступления связаны с воспрепятствованием осуществлению избирательных прав или работе избирательных комиссий, фальсификацией избирательных документов, документов референдума и фальсификацией итогов голосования.
В то же время, текст законопроекта и прилагаемые к нему материалы не представляют достаточных обоснований для внесения указанных изменений в ТК РФ, а также содержат внутренние противоречия.
Законопроект содержит ограничения для отдельных лиц на занятие педагогической деятельностью, а значит, ограничивает их право на труд.
Статьей 37 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию. Согласно статье 55 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно указывал, что данное ограничение должно отвечать конституционным требованиям согласованности, разумности и справедливости, а также соразмерности возможных ограничений конституционных прав и свобод; сами же ограничения не должны посягать на само существо права и приводить к утрате его основного содержания (постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 15 июля 1999 года N 11-П, от 16 февраля 2000 года N 3-П, от 27 мая 2008 года N 8-П, от 30 июня 2011 года N 14-П, от 30 октября 2014 года N 26-П и другие).
Действующей редакцией ст. 331 ТК РФ установлен запрет на занятие преподавательской деятельностью лицам, имеющим или имевшим судимость, подвергавшимся уголовному преследованию за совершение определенных уголовных преступлений. Предусматривая аналогичный запрет за совершение административных правонарушений, законопроект фактически уравнивает степень общественной опасности уголовного преступления и административного правонарушения, что не отвечает указанной правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации.
Что касается дополнения ТК РФ нормой о том, что к педагогической деятельности нельзя допускать лиц, имевших судимость за совершение преступлений небольшой или средней тяжести, связанных с подготовкой и проведением выборов, то это предложение также нельзя считать обоснованным и соразмерным установленным частью 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации целям. Уголовный кодекс Российской Федерации (далее - УК РФ) содержит описание большого числа преступлений небольшой и средней тяжести. Включение тех или иных из них в перечень преступлений, совершение которых должно сопровождаться запретом на занятие педагогической деятельностью, нуждается в отдельном рассмотрении и обосновании. Например, непонятно почему учитель, который осужден за воспрепятствование осуществлению избирательных прав или работе избирательных комиссий (ст. 141 УК РФ), подлежит отстранению от педагогической работы, а учитель, который в состоянии опьянения совершил ДТП, повлекшее тяжкие телесные повреждения потерпевшего или его смерть (ст. 264 УК РФ), может продолжать работать в школе?
Кроме того, изменения ч. 3 ст. 331 ТК РФ, предлагаемые законопроектом, сформулированы как установление исключения из общего правила. В то же время самого этого общего правила, из которого авторы законопроекта предлагают сделать исключение, ТК РФ не содержит. Преступлениям, связанным с воспрепятствованием осуществлению избирательных прав или работе избирательных комиссий, фальсификацией избирательных документов, документов референдума и фальсификацией итогов голосования, посвящены статьи 141, 142 и 142-1 УК РФ. Эти статьи входят в Главу 19 УК РФ "Преступления против конституционных прав и свобод человека и гражданина", наименование которой не содержится в перечне, установленном ст. 331 ТК РФ. Авторы же законопроекта безосновательно полагают, что эти статьи входят в Главу 29 УК РФ "Преступления против основ конституционного строя и безопасности государства".
Результат рассмотрения законопроекта органами государственной власти субъектов Российской Федерации может быть представлен следующим образом: от органов государственной власти 2 субъектов Российской Федерации получены положительные отзывы, от органов государственной власти 6 субъектов Российской Федерации получены отрицательные отзывы. Мнения органов государственной власти остальных субъектов Российской Федерации следует считать не выраженным.
Правовое управление Аппарата Государственной Думы имеет к законопроекту ряд замечаний концептуального и юридико-технического характера.
Комитет Совета Федерации по социальной политике не поддерживает концепцию проекта федерального закона.
Правительство Российской Федерации проект федерального закона не поддерживает.
Стороны Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, представляющие общероссийские объединения профсоюзов и общероссийские объединения работодателей, законопроект не поддерживают.
С учетом изложенного, Комитет по труду, социальной политике и делам ветеранов не поддерживает проект федерального закона N 1183613-6 "О внесении изменений в статью 331 Трудового кодекса Российской Федерации в целях лишения права на занятие педагогической деятельностью граждан, совершивших правонарушение, связанное с подготовкой и проведением выборов" и рекомендует Государственной Думе его отклонить.
Председатель Комитета | Я.Е. Нилов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.