Заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания РФ
на проект федерального закона N 1183613-6 "О внесении изменений в статью 331 Трудового кодекса Российской Федерации в целях лишения права на занятие педагогической деятельностью граждан, совершивших правонарушение, связанное с подготовкой и проведением выборов",
внесенному депутатом Государственной Думы В.Ф. Рашкиным, а также С.П. Обуховым в период исполнения им полномочий депутата Государственной Думы
(первое чтение)
Досье на проект федерального закона
Проектом федерального закона предлагается дополнить статью 331 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) положениями, согласно которым к педагогической деятельности не будут допускаться лица, совершившие правонарушения, связанные с подготовкой и проведением выборов.
Статьей 37 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию. Проектом федерального закона предлагается дополнить установленный статьей 331 Трудового кодекса Российской Федерации перечень оснований для запрета допуска к педагогической деятельности. К таким основаниям законопроект относит ряд административных правонарушений, совершенных в ходе проведения выборов. Таким образом, законопроект направлен на ограничение права гражданина.
Согласно статье 55 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно указывал, что указанное ограничение должно отвечать конституционным требованиям согласованности, разумности и справедливости, а также соразмерности возможных ограничений конституционных прав и свобод; законодатель, определяя средства и способы защиты государственных интересов, должен использовать лишь те из них, которые для конкретной правоприменительной ситуации исключают возможность несоразмерного ограничения прав и свобод человека и гражданина; при допустимости ограничения того или иного права в соответствии с конституционно одобряемыми целями государство должно использовать не чрезмерные, а только необходимые и строго обусловленные этими целями меры; публичные интересы, перечисленные в статье 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации, могут оправдывать правовые ограничения прав и свобод, только если такие ограничения адекватны социально необходимому результату; сами же ограничения не должны посягать на само существо права и приводить к утрате его основного содержания (постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 15 июля 1999 г. N 11-П, от 16 февраля 2000 г. N 3-П, от 27 мая 2008 г. N 8-П, от 30 июня 2011 г. N 14-П, от 30 октября 2014 г. N 26-П и другие).
Согласно статье 331 Кодекса не вправе заниматься преподавательской деятельностью лицо, имеющее или имевшее судимость, подвергавшееся уголовному преследованию за совершение определенных уголовных преступлений. Предусматривая аналогичный запрет для лица за совершение административного правонарушения, законопроект фактически уравнивает степень общественной опасности уголовного преступления и административного правонарушения. Исходя из этого, полагаем, что законопроект не отвечает указанной правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации.
Кроме того, обращаем внимание, что по концепции построения Кодекса он не содержит в себе прямые отсылочные нормы к конкретным статьям федеральных законов, а в части третьей статьи 331 Кодекса указаны виды преступлений, а не конкретные статьи Уголовного кодекса Российской Федерации.
Исполняющий обязанности | Ю.В. Сапожникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.