Заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания РФ
по проекту федерального закона N 865589-6 "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях"
("О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях
(в части уточнения пределов действия статьи 19.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях)")
(2 чтение)
Досье на проект федерального закона
При подготовке ко второму чтению проект федерального закона дополнен положениями, которые не являлись предметом рассмотрения в первом чтении. Проектом предлагалось установить административную ответственность юридических лиц, совершивших административные правонарушения, предусмотренные статьей 19.28 Кодекса Российской Федерации об административной ответственности (далее - Кодекс), за пределами Российской Федерации.
В связи с этим отмечаем, что в соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в его постановлениях от 5 июля 2001 года N 11-П и 23 апреля 2004 года N 8-П, соблюдение процедуры принятия Государственной Думой решений является существенным процессуальным элементом надлежащего порядка принятия актов и гарантией учета исходной позиции субъектов законодательной инициативы, поскольку изменение концепции акта не может происходить на этапе внесения поправок к нему; принятие закона в первом чтении означает, что его концепция получила поддержку Государственной Думы и не может быть произвольно изменена; применительно к акту, влияющему на конституционно-правовой статус субъектов права, концептуальным является определение круга субъектов, на которых он распространяется, следовательно, по этому вопросу во втором чтении не должно приниматься иное, чем в первом, решение без возвращения к новому рассмотрению концепции акта.
Проектируемые часть 3 статьи 1.8 и часть 2.1 статьи 2.6 Кодекса, согласно которым соответственно предлагается закрепить ответственность "юридических лиц, совершивших административное правонарушение, предусмотренное статьей 19.28 настоящего Кодекса, за пределами Российской Федерации_" и ответственность "иностранных юридических лиц, совершивших за пределами Российской Федерации административное правонарушение, предусмотренное статьей 19.28 Кодекса_" не соответствуют действующей редакции части 2 статьи 1.8 Кодекса, согласно которой "лицо, совершившее административное правонарушение за пределами Российской Федерации, подлежит административной ответственности в соответствии с настоящим Кодексом в случаях, предусмотренных международным договором Российской Федерации".
Кроме того, предлагаемый подход нарушает логическое деление статей 1.8 и 2.6 Кодекса на части и закрепляет дифференцированный подход к административному правонарушению "незаконное вознаграждение от имени юридического лица" по сравнению с другими аналогичными административными правонарушениями, которые также могут совершаться юридическими лицами за пределами Российской Федерации и быть направленными против интересов Российской Федерации.
В новой редакции части 4 и проектируемой части 5 статьи 15.19 указаны "договоры, _ предусмотренные нормативными актами Банка России". Необходимо уточнить, что конкретно предусматривается Банком России, поскольку согласно пункту 1 части 15.5 Федерального закона от 22 апреля 1996 года N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" (далее - Федеральный закон) репозитарной деятельностью признается "осуществляемая _ деятельность по оказанию услуг по сбору, _ о заключенных договорах, предусмотренных нормативными актами Банка России". Однако в частях 4 и 5 предусмотрена ответственность за нарушение положений статьи 15.8 Федерального закона, в пункте 1 которой, например, определена обязанность указанных в нормативном акте Банка России лиц, являющихся стороной договора, предоставлять в репозитарий информацию о таком договоре, корреспондирующая диспозиции части 4 статьи 15.19 Кодекса.
Кроме того, в частях 4 и 5 статьи 15.19 Кодекса предусматривается ответственность за нарушения норм, установленных федеральным законом и (или) нормативными актами Банка России. Полагаем необходимым уточнить формулировку "федеральный закон и (или) нормативные акты Банка России" с учетом положений статьи 15.8 Федерального закона, в пункте 1 которой, например, предусмотрено, что порядок и сроки предоставления информации устанавливаются нормативными актами Банка России.
Также в частях 4 и 5 статьи 15.19 Кодекса предусматривается ответственность за нарушение порядка, сроков предоставления информации в Банк России, предоставление информации из реестров договоров в Банк России. Вместе с тем пункты 1, 3 и 10 статьи 15.8 Федерального закона предусматривают обязанность предоставлять информацию о договорах только в репозитарий и обязанность по предоставлению такой информации считается исполненной с момента ее поступления в репозитарий, а в Банк России репозитарий обязан представлять реестр договоров. Кроме того, следует учитывать, что в Кодексе содержится статья 19.7.3 "Непредставление информации в Банк России". В случае дополнения Кодекса специальным составом, в статье 19.7.3 следует сделать соответствующую оговорку.
В частях 1 и 4 статьи 15.19 Кодекса предусмотрена ответственность за нарушение порядка предоставления информации о договорах и (или) генеральном соглашении (едином договоре), за отказ или уклонение от внесения записи о заключенном договоре и (или) генеральном соглашении (едином договоре) в реестр договоров. При этом не учтено, что согласно пунктам 2 и 4 статьи 15.8 Федерального закона в случае, если договоры заключены на условиях генерального соглашения (единого договора), одновременно с предоставлением информации о таких договорах предоставляется в репозитарий информация о генеральном соглашении (едином договоре), равно как и в реестр договоров вносятся записи о договорах, в том числе записи о генеральных соглашениях (единых договорах).
Перечисленные в части 5 статьи 15.19 Кодекса такие противоправные действия как "незаконное получение, использование, раскрытие информации и сведений, включенных в реестр указанных договоров" следует соотнести со статьей 15.8 Федерального закона, в частности, с ее пунктом 9. Кроме того, следует уточнить субъект административной ответственности, осуществляющий перечисленные противоправные действия.
В проектируемой части 6 статьи 15.19 Кодекса предусмотрена ответственность за иное нарушение репозитарием установленных законодательством Российской Федерации требований репозиторной деятельности, при этом согласно предыдущим частям данной статьи репозитарная деятельность регулируется федеральным законом и нормативными актами Банка России. В таком контексте неясно, что подразумевается под законодательством Российской Федерации. Если предполагается установление административной ответственности за нарушение правил осуществления репозитарной деятельности, утверждаемых единоличным исполнительным органом репозитария, следует учитывать, что согласно пункту 3 части 1 статьи 1.3 Кодекса административная ответственность устанавливается по вопросам, имеющим федеральное значение, в том числе административной ответственности за нарушение правил и норм, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Правила, утверждаемые коммерческой организацией, нормативными правовыми актами Российской Федерации не являются и их нарушение не может служить основанием для установления административной ответственности.
Как представляется, диспозиции части 6 статьи 15.19 и части 12 статьи 15.29 в части репозитариев содержат один и тот же состав административного правонарушения.
Замечания юридико-технического и лингвостилистического характера переданы в рабочем порядке.
Начальник управления |
М.В. Деменков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.